ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Ум на молитве отвлекается

Бес скачет задом и передом, а дело идет своим чередом.

Русская пословица.



Это дело сатаны, что устремляет помысл, как стрелу, пущенную наугад, и не дает человеку удержаться на том, чем он озабочен. Ибо знает, что если человек продолжит молитву свою, то Сотворивший его услышит его, хотя бы он был многогрешен.



Он часто вторгается и проникает и ловким обманом отвлекает моления наши от Бога, заставляя одно иметь в сердце, а другое выражать голосом, между тем как Господу надобно молиться с искренним вниманием и умолять не звуком голоса, но сердцем и чувством. Что же это за небрежность - во время принесения молитвы Господу отчуждать себя и увлекаться нелепыми и скверными помыслами, как будто у тебя есть думать о чем важнейшем, нежели о том, что ты беседуешь с Богом? И как ты требуешь, чтобы Бог услышал тебя, когда ты сам себя не слышишь?



Как царю земному ненавистен тот, кто предается ему, отвращает от него лицо свое, беседует со врагами владыки, так мерзок пред Господом, кто, предстоя на молитве, занимается нечистыми помыслами.

Как, делая плотское дело, ты весь погружаешься в него умом и мыслью и телом, так же надо и приступать к молитве, как бы надеясь совершить какое-то духовное дело; а Бог твой ум видит и за мыслями следит. Старайся всегда сосредоточиться на своем деле на искании Бога и на стремлении к Нему; тому внимай, о том думай и заботься, чему тело молится, в голос ли, или молча, или как еще потребно, только бы с трезвенной и сосредоточенной мыслью.



Память молящемуся приводит на мысль или представляет о чем-либо давнем, или новые заботы, или лицо человека оскорбившего.

Молясь, замечай в рассуждении помыслов, если без труда они утихнут, отчего произошло это, чтобы не попасться в сеть и в заблуждении не выдать себя врагам.

Ты же, узрев нечистоту лукавых духов, т. е. помыслы, в уме твоем воздвизаемые, не ужасайся, и не смущайся. И если бы стали представляться тебе, по видимому, добрые какие-либо предметы, не обращай на них внимания; но, елико можно, удерживая дыхание и ум затворяя в сердце, вместо оружия, призывай Господа Иисуса часто и прилежно, и все помыслы невидимо отбежат, как бы от огня, опаляясь Божественным именем Господа Иисуса.



Ежели не можешь молиться в безмолвии сердца и без помыслов, и ежели видишь, что они в уме твоем распложаются: то не малодушествуй о сем, но, ни на что не смотря, пребывай в молитве.



Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым; и будешь тогда иметь возможность молиться, как должно.



Если к молитве примешиваются не должные мысли и чувства, то помолись: Иисусе Сладчайший, я сознаю свою немощь, прости мне.



Какие и в каком порядке приносятся врагами помыслы, во-первых: оскорбления и обиды, чтобы поколебать основание молитвы. Помыслы о земной славе и земном преуспеянии под видом добродетели и даже чего-то духовного; основа их - гордость.

Общее правило: во время молитвы отвергать всякий помысел.

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).



Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, что, тогда как враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума, все эти заботы и попечения суть мои собственные и неотложно необходимы для меня.



Прежде всякой молитвы нужно всемерно очистить свое сердце, покаяться, выплакать свои грехи. Когда очищено твое сердце, то и помыслов у тебя будет меньше и с этими помыслами будет легче уже справляться твой ум.



Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот, кто силен все утвердить, может и уму нашему дать постоянство.

Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; середина же ее в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу.

Кто в чувстве сердца помышляет, что он предстоит Богу, тот в молитве будет, как столп неподвижный.

Будь мужествен во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве.



Когда ты на молитве, не стремись к тому, чтобы вовсе не блуждать разумом, ибо это невозможно, но стремись блуждать в том, что является благом.



Чтоб тихо, без смущения читать тебе молитвы, веди себя тихо: дома будь тих и кроток со всеми и вне дома со всеми; тихо ходи, тихо говори словом, будь тих везде и во всем.

Если во время или вне молитвы враг запнет душу твою какими-либо хулами и мерзостями, не унывай от них, но скажи с твердостию в сердце своем: для очищения от этих-то и подобных им грехов и пришел на землю Господь наш Иисус Христос; в этих-то и подобных им немощах духа и пришел Многомилостивый помочь нам; и когда скажешь эти слова с верой, сердце твое тотчас успокоится: ибо Господь сердце твое очистит.

Когда во время устной молитвы дьявол будет подтачивать слова дождем тончайших мыслей, говори: владычество Спасителя во всяком слове и звуке.



Если придет блудный помысл, сразу же отгони его, и тогда сохранишь мир души своей, а если примешь его, то душа потеряет любовь к Богу, и уже не будешь иметь ты дерзновения в молитве.

Душа, теряя смирение, теряет вместе с нею благодать и любовь к Богу, и тогда угасает пламенная молитва; но когда душа успокоится от страстей и стяжает смирение, тогда она за врагов, как за самого себя, и за весь мир молится с горячими слезами.



Надлежит тебе совершать свои молитвы всегда с прилежанием неутомимым...

Если же ныне ты хорошо помолишься и подержишь себя в молитвенном настроении, а завтра дашь себе волю и проведешь день распущенно, то, так действуя, никогда не успеешь в молитве.


Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутчя, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?

Молиться нужно так, чтобы ум был всецело собран и напряжен... Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить о том, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву.



Исправность молитвы нарушают мысли. Заметили?! Теперь старайтесь это исправить. Первый шаг к сему есть, приступая к молитве, возбудить в себе страх Божий и благоговеинство; затем стать вниманием в сердце и оттуда взывать к Господу, а мысли сторонние будут лезть, как заметите - отгоняйте. Опять полезут - опять гоните. И всё так. Не допускайте, чтобы язык молитву читал, а мысли не знать где шатались. Трудитесь над тем, чтобы сердце ваше было в каком-нибудь религиозном чувстве. Когда сердце в чувстве, помыслы не беспокоят и всё ходят вокруг чувства.

Надо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет. Потом, когда во время молитвы она отбежит, - возврати ее; опять отбежит - опять возврати; так всякий раз. Но всякий раз же, что прочтено будет во время отбегания мысли, - и, следовательно, без внимания и чувства - снова прочитывать не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение - в другой раз, может быть, оно не повторится, или повторится не в такой силе.

Если это домашняя молитва, то можно немножко, на несколько минут, отложить её. Если и после этого нейдет, нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь, и понимать глаголемое, и чувствовать, подобно тому, когда дитя не хочет наклониться, его берут за чуб и нагибают. Иначе вот что может случиться, ныне неохота - завтра неохота, а там и совсем молитве конец.



Ум подвижника, не уединившегося и не заключившегося в себе, находится по необходимости среди молвы и мятежа, производимых бесчисленными помыслами, имеющими к нему всегда свободный доступ, и сам болезненно, без всякой нужды и пользы, зловредно для себя скитается по вселенной. Уединение человека в самом себе не может совершиться иначе, как при посредстве внимательной молитвы, преимущественно же при посредстве внимательной молитвы Иисусовой.

Отвлекаемый усвоившимися ему пристрастиями, впечатлениями, воспоминаниями, попечениями, ум новоначального непрестанно расторгает спасительные для него узы, оставляет тесный путь, уносится на широкий; любит он странствовать свободно в поднебесной, в стране обольщений, с духами, низверженными с неба, - странствовать без цели, безрассудно, зловредно для себя. Страсти - эти нравственные недуги человека - служат основною причиною развлечения при молитве. Соответственно ослаблению страстей уменьшается развлечение. Страсти обуздываются и умерщвляются мало-помалу истинным послушанием и истекающими из истинного послушания самоотвержением и смирением. Послушание, самоотвержение и смирение суть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние в молитве.

Без внимания молитва не молитва. Она мертва! Она бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие!

Святитель Игнатий Брянчанинов. (1807-1867).



Что молитва прерывается, это иначе и быть не может. А если постоянно стоит, то учат святые отцы: Убойся. Это волчий путь.



...Потому не можешь молиться без рассеяния, что : 1) слишком привязана к миру и 2) нет глубокого сознания свой греховности, а всегда самооправдание.

Если рассеиваетесь, то укорите себя, "откройте себя Богу" и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и слезами. Эти минуты всецело отдавайте молитве и не слушайте врага, который найдет тысячи причин отойти от молитвы и будет понуждать заняться чем-либо другим.



Молитва - самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы.



О молитве на сайте Азбука веры

[ « Что такое молитва? ] [ Отвлекают мысли о людях » ]
Оцените:
Яндекс.Метрика