Никодим Святогорец, преподобный
"Невидимая брань" (перевод свт. Феофана Затворника). М., Правило веры, 1996.
Никодим родился в 1749 году на острове Наксосе Образование получил в Смирне. Возжелав безмолвной иноческой жизни, двадцати шести лет отправился на Святую Афонскую гору; в 1775 году пострижен в Дионисиате Мы упоминали о духовном сочувствии, которое существовало между Паисием Величковским и Никодимом. В некоторое время Никодим желал даже удалиться в Молдавию к сему великому русскому старцу, начальнику тамошних общежительных обителей, но по судьбам Божиим был удержан на Афоне. Предавши себя в повиновение некоему старцу Арсению Пелопонезцу в ските монастыря Пантократора, он посвятил себя весь молитве, изучению слова Божия и святоотеческих писаний. По времени он отправился со старцем своим на остров Евбею (Негропонте); там по просьбе двоюродного своего брата, епископа Еврипиского Иерофея написал для него "Советование о хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца". В 1783 г., возвратясь на Святую Гору, приобрёл себе уединённую каливу близ Пантократорского скита, принял великий ангельский образ от старца Дамаскина Старуда и шесть лет провёл в ней в безмолвии и богомыслии. Слава о его богоугодной жизни пронеслась и в отдалённых местах. Но после сего учёные труды опять отвлекли его от любимого безмолвия. Митрополит Макарий, посетив опять Святую Гору, поручил Никодиму исправить приготовленную к печати книгу преподобного Симеона Нового Богослова
Никодим почитается в настоящее время на Востоке лучшим представителем и изъяснителем живого предания Православной Церкви, и его "Пидалион" признаётся высоким авторитетом и есть настольная книга всех архиереев, настоятелей и духовников
Воспламенённый любовью к безмолвию, Никодим по времени опять приобрёл себе другую каливу, более уединённую. Здесь, как и прежде, при постоянных подвижнических трудах и злостраданиях он весь был предан богомыслию, занятию божественным писанием, чтению св. отцов и составлению своих душеспасительных произведений, не знал почти покоя ни днём, ни ночью. Сверх того, Никодим в жизни своей перенёс много искушений не только от врагов мысленных, но подвергся, особенно в последние свои годы, наветам и клеветам врагов и видимых Никодим, истощившись в силах от постоянных и безмерных аскетических и учёных трудов, после кратковременной болезни мирно отошёл ко Господу в 1809 году июля 14-го, на 61-ом году своей жизни
Нравом Никодим был прост и незлобив, нестяжателен и любитель безмолвия, а в обращении весьма приветлив и приятен. Имел такую силу памяти, что знал наизусть многие главы из Св. Писания и из отеческих творений.
Труды Никодима Святогорца
1. Добротолюбие.
2. Творения Симеона Нового Богослова, в новореческом переводе.
3. Кормчая.
4. Творения св. Григория Паламы (утраченные).
5. Советования о хранении чувств, воображения, ума и сердца.
6. Апология или Исповедение веры.
7. Преподобных отцов Варсанофия Великого и Иоанна, руководство к духовной жизни, в ответах на вопросы учеников.
8. Руководство к исповеди, или Наставление духовникам и исповедающимся, с приложением правил Иоанна Постника.
9. Толкование не семь Соборных посланий Св. Апостолов: Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, собранное от различных писателей.
10. Феофилакта Болгарского толкование на Св. Апостола Павла.
11. Пространное толкование Псалтири, инока XII века Евфимия Зигабена.
12. Избранные жития святых, от различных книг собранные и переведённые на народное новогреческое наречие.
13. Новое мученикословие.
14. Преподобноо Павла Евергетийского, собрание боговещанных изречений и наставлений святых и богоносных отцов.
15. Синаксарник.
16. Изъяснение богослужебных канонов на Господские и Богородичные праздники, собранное от различных церковных писателей.
17. Новая Лествица, или Изъяснение степенных октоиха, собранное от Никифора Каллиста Ксанфопула и других церковных писателей.
18. Вертоград благодатный
19. Венец Приснодевы, или Новый Богородичный Осьмогласник, содержащий 62 канона ко пресвятой Богородице.
20. Последование в утро Святой Великой Субботы
21. Требник
22. Служба святым, на афонской Горе просиявшим, и сокращённый Афонский Патерик.
23. Мелетия исповедника Азбука Азбук, или Духовный алфавит.
24. Духовное обучение, или душеполезное чтение о сотворении, падении, искуплении человека, о грехах и страстях, и о средствах противоборствовать им и т. д.
25. Христианское Благонравие, или 13 душеполезных поучений о исправлении нравов, по главнейшим заповедям Ветхого и Нового Завета.
26. О частом приобщении.
27. Невидимая брань. Происхождение этой книги загадочное. На Западе она известна с конца XVI столетия С вероятностью можно предполагать, что она первоначально была написана греком на эллино-греческом языке, от греков (которых в Венеции было множество) в рукописи попала в монастырь, где жил Лаврентий Скуполи, им или кем-либо другим из тиатинцев отыскана, переведена и переделана на латинский лад (почему и приписана им Тиатинскому ордену) и ими пущена в свет: Никодимом же переложена с эллино-греческого подлинника на новогреческий язык
28. Собрание избранных псалмов и молитв патриарха Геннадия Схолария, и беседы с самим собою блаженного Августина, с приложением Слова о Покаянии (помещённого в руководстве к исповеди), и Слово об Архиерейском сане.
"Никто на Востоке (повторим слова о. Парфения), никто не может его книг и словес до сытости насладиться, всем достает от его кладезя пити, мирским и монахам, и безмолвникам. Только мы, русские, весьма сожалеем о том, что не сподобляемся пить от его медоточивых источников".
Купить и скачать книгу преп. Никодима Святогорца "Невидимая брань".
Оцените: