Иногда приходится обсуждать людей за глаза
Ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение близки.
Язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Кто про кого за глаза говорит, тот того боится.
Бог любит праведника, а черт ябедника.
Подальше от кузни, поменьше копоти.
Грязью играть руки марать.
В глаза не льсти, а за глаза не брани.
Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: "Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?"
Не преклони уха, чтобы услышать зло о ближнем; будь другом человеков, и стяжешь жизнь.
Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас.
Всегда, когда мы даем оценку человеку осуждаем его.
Не люби слушать о чужих падениях, чтобы и твой грех не был выслушиваем всеми.
Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти; но надобно лучше доискиваться истины.
Человек, который хвалит ближнего в его отсутствие, то же, что собирающий доброе в свою сокровищницу.
Кто услаждается злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других.
Кто не злословит другого, тот соблюл себя неукоризненным. Ему не было преткновения, и совесть его неосквернена. Кто бегает злоречивого духа, то соблюл себя от сближения с людьми злыми и победил полчища бесов. Кто не приобрел злоречивого языка, тот приобрел неокрадываемое сокровище. Кто не склонен к злословию других, тот избег братоубийства, того другие не будут злословить. Кто не уловлен духом злоречия, тот истинно познал, что сам он человек плотяный, и соблюл себя незапятнанным.
Кто имеет на своем боку язву, полную гноя, тот не станет гнушаться чужой нечистотой. Помышляющий всегда о множестве своих грехов никогда не захочет из соблазнов другого сделать предмет для своего разговора.
Злоречивая душа имеет трезубчатый язык: она вредит самой себе и слушающему, а иногда и тому, кого злословит.
Кто бегает языка, который злословит ближнего, тот и сам избежит порока злословия.
Если пред тобою брат будет оклеветывать брата, то не скажи и ты: да, точно так; но или молчи, или скажи: "брат! Я сам грешен: будучи в числе осужденных, никак не могу судить другого". Так спасешь и себя и душу говорящего с тобою от осуждения.
Если увидишь или услышишь, как кто-либо согрешает, берегись оклеветать и осудить его. Ты о нем скажешь одному, тот другому, другой скажет третьему, третий четвертому, и так все будут знать и соблазняться, и согрешившего будут осуждать, что тяжко, а ты всему тому причиной будешь, поскольку брата твоего согрешение всем известным сделал.
Никого не должно осуждать и судить, также и хвалить бессмысленно; ибо не знаем, что у кого в сердце кроется, и часто безумно называем того злым, кто внутри и на самом деле добр, и того добрым, кто внутри зол, и так судьями неправедными бываем.
Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого.
Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы через слух не принять участия в грехе чужого языка.
Зло не исправляется злом, а добром. Как загрязненную одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Умножение перед глазами народа безобразных изображений порока и преступления уменьшает ужас преступления и отвращение от порока, и порочный при виде оных говорит: Не я один; таких много, не очень стыдно. Укажите на темный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в ее неподдельной истине, в ее чистом свете, в ее непоколебимой твердости, в ее небесной красоте; тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыженный взор, придет в сознание достоинства добродетели, прострет умоляющие руки к небу, и взыщет избавления от нравственного плена и порабощения.
Сильно любя какую-то душу и видя, что другие завидуют ей, можно сказать что-нибудь на ее счет, чтобы другие ей не завидовали.
Если в беседе уклоняешься в осуждение, перемени разговор на полезную беседу.
Не люби слушать о недостатках других у тебя будет меньше своих.
Не только поносить ближнего, но и слушать поносителей его не должно. Святитель Иоанн Златоуст (407).
Если ты не в состоянии заградить уста осуждающему друга своего, то, по крайней мере, остерегись вступать с ним в общение.
Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием; но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего.
Не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого.
Однажды спросили некоего мудреца, какие глаза видят лучше: черные или серые, мужские или женские, человеческие или скотские? И он ответствовал: лучше всего видят глаза завистливых людей. Они видят все: и вблизи самое малое, и то, что находится вдалеке; одного только не видят доброго, а если и видят, наполняются слезами и стараются не видеть, как бы сами невольно закрываясь.
Оцените: