Филарет, святитель Московский
1. "Филарета митрополита Московского и Коломенского творения". 2. "Наставления святителя Филарета, Митрополита Московского, христианам, живущим в миру". М., Сретенский монастырь, 1996. 3. Святитель Филарет (Дроздов). "Избранные труды. Письма. Воспоминания". М, ПСТБИ, 2003.
26 декабря 1782 — † 19 ноября 1867. В мире Василий Михайлович Дроздов. Родился в городе Коломне Московской губернии. Отец его был соборным протоиереем. Учился в Коломенской и Троицкой лаврской семинариях, в последней по окончании преподавал греческий и еврейский языки. Здесь рано проявились его блестящие способности проповедника.
В 1808 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона. В 1809 г. вызван в Петербург, определен на должность инспектора Петербургской духовной семинарии и посвящен в иеромонаха. В этом же году назначен ректором Александро-Невского духовного училища, в 1810 г. перемещен в духовную академию. В 1811 г. за "отличие в проповедании слова Божия" пожалован наперсным крестом и возведен в сан архимандрита. В 1812 г. назначен ректором Петербургской академии, настоятелем Новгородского Юрьева монастыря и сделан присутствующим членом С.-Петербурской духовной консистории.
В 1816 г. определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря. За эти годы о. Филарет был удостоен многих знаков монаршей милости. В 1817 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии, в 1819 г. — архиепископ Тверской и член Св. Синода, в 1820 г — архиепископ Ярославский, с 1821 г. — архиепископ и с 1826 г. — митрополит Московский и Свято-Троицкой Сергиевой лавры священноархимандрит.
Московской епархией высокопреосв. Филарет управлял почти полвека, и это был самый блестящий период в ее истории. Без святителя не решалось ни одно дело как в Московской епархии и в Св. Синоде, так и в делах высшего управления. Он неутомимо проповедывал слово Божие, следил за учебными заведениями, вел борьбу с расколом, участвовал в деле воссоединения униатов с Православной Церковью, занимался уставом для бедных духовного звания, мужественно заботился о своей пастве в холерные эпидемии 1830-1831, 1848 и 1853-1854 гг., вел широкую благотворительную деятельность и обширную переписку, пекся о чистоте древнецерковного пения, благоговейно почитал старца Серафима и издал его житие, следил за современной ему литературой (широко известна его стихотворная переписка с А.С.Пушкиным), всемерно поддерживал старцев Оптиной Пустыни.
Делом всей жизни митрополита Филарета был перевод Св. Писания на русский язык, начатый еще в петербургский период и увидевший свет уже после смерти святителя. Деятельность его выходила за пределы России и простиралась на дела Православного Востока. В 1885-1888 гг. было издано многотомное "Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета по учебным и церковно-государственным вопросам", а в 1873-1885 гг. пятитомное издание проповедей "Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского". Помимо того, перу святителя принадлежат еще многие сочинения, из которых особо следует упомянуть "Христианский катихизис Православной восточной греко-российской Церкви", неоднократно переиздававшийся со значительными изменениями и в сокращенном виде. Особенную ценность представляют письма митрополита Филарета к разным лицам (например, переписка его с духовником, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Антонием обнимает 4 тома). Преосв. Филарет находился в духовном общении с преосв. Иннокентием, будущим митрополитом Московским, архимандритом Макарием, просветителем Алтая, митрополитом Филаретом Киевским, наместником лавры архимандритом Антонием, Оптинскими старцами Львом, Макарием и Амвросием.
Глубокое впечатление на современников производила личность митрополита Филарета. Святитель отличался сильным и острым умом, необыкновенной проницательностью, мудростью, прекрасной памятью, осторожностью и тактом, твердой волей и непоколебимостью убеждений. Вся неутомимая деятельность святителя соединялась с подвижнической личной жизнью. Ему всегда были присущи строгий пост и горячая молитва. Преосв. Филарет постоянно стремился к уединению и с этой целью основал Гефсиманский скит в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, где любил бывать, особенно в последние годы жизни.
Господь сподобил его даров пророчества, прозорливости, чудотворения, духовного совета и рассуждения, понимания и толкования Св. Писания. Еще при жизни святителя по его молитвам происходили исцеления — расслабленной девочки, немой в продолжение 13 лет девицы. Много подобных случаев было и по его кончине. Чудесна была и сама кончина святителя, предсказанная ему явившимся во сне покойным отцом. Погребен в южном приделе Свято-Духовского храма лавры. В 1994 г. обретены св. мощи митрополита Филарета, и в этом же году он причислен к лику святых.
Память 19 ноября.
Оцените: