ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные

"Руководство к духовной жизни святых Варсануфия и Иоанна". М., Правило веры, 1998.

Великий и Божественный Отец Варсонофий родился в Египте Приснопамятный муж сей с юного возраста желал вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, где люди вместе с бессловесными животными пускаются в бег, и, видя, как там один старается предупредить и обогнать другого, сказал себе мысленно: "видишь ли, как усердно подвизаются слуги диавола? Не тем ли более должны подвизаться мы, — наследники царствия небесного". И сделавшись чрез это зрелище еще более усердным, Св. Варсонофий удалился на духовный подвиг

Пришедши в окрестности Газы Палестинской и найдя там общежительную обитель Аввы Серида, он устроил себе малую келлию сначала вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим медом безмолвия

Вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз, а иногда, приходя в трапезу, подходил к пище как бы насыщенный и, принимая ее, осуждал самого себя, говоря: "отчего я не всегда в таком состоянии", ибо от сладости духовной пищи он забывал чувственную

С течением же времени, омывая себя всегдашними слезами, Блаженный так очистил сердце свое не только от телесных, но и от душевных страстей: самомнения, тщеславия, человекоугодия, лукавства и других подобных, еще глубже сокрытых в сердце, что стал превыше стрел вражеских, приобрел мир помыслов, который есть вместилище дарований Святого Духа

Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества, чтобы видеть происходящее вдали, как находящееся вблизи, и будущее, как настоящее. Сие дарование в таком изобилии дано было преблаженному сему Отцу, что он за два года предузнал и предвозвестил прибытие в их общежитие Преподобного Иоанна, инока Св. Саввы обители (отв. 1). Предузнал и предсказал и то, что некоторые богатые люди придут в монастырь и останутся в нем на жительство (отв. 31). Oн знал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошавшим его, не сообразуясь со словами их, но сообразно с направлением их ума и мысли (отв. 54 и 161). И предсказания его подтверждались самим делом. Так он предсказал о князе, посланном от Царя поставить на Газский престол недостойного Епископа, что хотя сей Епископ и достигнет городских ворот, но в город не войдет, ибо Бог не допустит его до этого. И действительно так и случилось: внезапно получена была весть о смерти Царя, и все надежды и замыслы Епископа разрушились

Сердобольный не переставал день и ночь умолять Бога о том, чтобы Он всех братий соделал Богоносными... И Cтapeц не только молился о сем Богу, но и на деле совершал то, что братия делались поистине Богоносными и Духоносными. Так и Серида, игумена обители, Великий Старец просветил своею молитвою и отверз ему ум — постигать неудобопонятное (отв. 10). И на Преподобного Андрея молитвами своими низвел Духа Святого, чтобы укрепить его в терпении и благодарении Иногда Старец брал на себя половину грехов некоторых (ближних), иногда и всю тяготу их (отв. 163, 164 и 236) Души некоторых умирающих Великий Старец предавал Святой и Животворящей Троице и, при восхождении их на небо, освобождал от демонских нападений

Когда же Божественный Варсонофий достигнул такого совершенства, то получил столь великое дерзновение к Богу, что один мог умолить Бога о несчетном множестве людей, и прошение его не было отвергаемо (см. отв. 110). Посему, когда во время (жизни) сего Божественного Отца великий гнев (Божий) постиг весь мир, и безмолвствовавшие в том общежитии Отцы просили Святого Старца сотворить молитвы к Богу, дабы прекратился гнев Его, он отвечал, что три совершенных мужа умоляют Бога за весь мир, и одним из сих трех был сам Великий Варсонофий...

Однако столь великие дарования и совоспитаны были в нем с такими искушениями, каковых многие не только не могут претерпеть самым делом, но даже и слух их не в состоянии будет вместить их... Равно и великим болезням подвергался преблаженный, но переносил их с такою доблестью, что, будучи болен, не только не восклонялся когда-либо на одр для своего успокоения, но даже не оставлял и рукоделия своего

Жил же сей Святой в VI веке, во времена Царя Юстиниана, до 600 лет по Р. X., и в течение целых пятидесяти лет и более ни один человек не видал его, ибо он заключил себя в весьма малой келлии, как бы в некоем гробе, и в течение сего времени не вкушал никакой иной пищи, кроме хлеба и воды. Когда же слух обо всем этом дошел до Евстохия, тогдашнего Пaтриapxa Иерусалимского, он не поверил сему и пожелал лично видеть (Святого Варсонофия); для чего, взяв с собою некоторых людей, он привел их на место затвора Преподобного, и, когда они покушались подкопать стену и войти внутрь келии, внезапно вырвавшийся оттуда огонь едва не попалил самого Евстохия и всех бывших с ним

Один брат, не веря (что Старец жив), говорил, что Варсонофия нет в затворе, но что (игумен) Серид вымышляет cиe и дает ответы вместо него сам; посему-то Святый отнесся к неверующему (посланием), предстал ему (лично) и умыл ноги, как ему, так и другим братиям, случившимся там, и таким образом (брат) тот уверовал, и все прославили Бога

Другой Старец, Преподобный Иоанн, проходил такое же безмолвное житие, как и Варсонофий, и сподобился таких же, как и он, дарований Духа, особенно же и по преимуществу дарования прозорливости и пророчества, почему и именовался Пророком. Посему-то Великий Варсонофий одному человеку, который вопросил сперва Божественного Иоанна и, получив от него ответ, вопросил о том же и самого Варсонофия, сказал: "Бог Варсонофия и Иоанна один"

Откуда был родом и пришел сюда Преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии Великого Варсонофия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221) Никто не видал, чтобы он когда-либо улыбался или был смущен, или без слез приобщался Божественных Тайн...

Сей Преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: "в седминах (через семь лет после — составители) Аввы Серида я скончаюсь. Если бы Авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более" (отв. 221). Но так как Авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял Божественного Иоанна: "хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им"; посему Старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святого Духа, сказал: "хорошо, я останусь с тобою еще на две недели" И Авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся управления общежитием. По окончании же двух недель, Преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

Когда же скончался Преподобный Иоанн, то и Святой Варсонофий умолк совершенно и более не давал никому ответов.

 

Купить и скачать книгу преподобных Варсонофия и Иоанна "Руководство к духовной жизни".



Оцените:
Яндекс.Метрика