Следует ли вам обличать других?
Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
Успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
Слепец слепцу глаза колет, а оба зги не видят.
Если увидишь преткновение ближнего своего не к смерти (1 Ин. 5, 16), не уничижай его, чтоб не впасть в руки врагов своих.
Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине.
Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих.
Кого не убедило дело, тех не усрамит слово.
Покрой согрешающего, если нет тебе от сего вреда: и ему придашь бодрости, и тебя поддержит милость Владыки твоего.
Никого не укоряй, ибо не знаешь, что случится с самим тобою.
Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое.
Правду говорить дело хорошее, когда нас призывает к тому обязанность или любовь к ближнему, но сие делать надобно, сколь возможно, без осуждения ближнего и без тщеславия и превозношения себя, как будто лучше другого знающего правду. Но при том надобно знать людей и дела, чтобы вместо правды не сказать укоризны и вместо мира и пользы не произвести вражды и вреда.
Надо так сказать, чтобы человек услышал и раскаялся. А уж с высоты нашей неправды только о себе можно говорить, о других же молчать и слезы лить, всё предавая Богу.
Однажды братия спросили преподобного Пимена Великого: "Авва, следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?" "Следует, отвечал преподобный Пимен. Если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех". "Но какой же ответ ты дашь Богу, что, увидев согрешающего, не обличил его?" снова спросили у него. И отвечал он: "Я скажу: "Господи! Ты повелел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучок из глаза брата я исполнил повеление Твое"".
Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами.
Такой заповеди нет, чтобы требовать от других любви и исправной жизни. Пусть позаботятся о других те, кто поставлен на это промыслом Божиим.
Бывают врачи неопытные, которые приводят в уныние, даже в отчаяние.
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Здесь указывается на глубокий психологический факт. Если человек с помощью Божией очистится от греха и тем самым будет чисто смотреть на все, то: 1) все покажется ему в другом свете и тогда только он даст правильную оценку всему, 2) тогда в сердце его будет одна любовь ко всей твари и непостижимая жалость, и желание, чтобы никто не страдал, никто ни в чем не потерпел вреда.
Если у нас нет любви, то, когда мы делаем какому-то человеку красивое замечание, он ерепенится, встает на дыбы. Тогда как, если мы ругаем человека с болью и любовью, он может расстраиваться, однако в глубине это его не ранит, потому что он чувствует любовь.
Те, кто обличает других без рассуждения, находятся в духовном помрачении и, к несчастью, смотрят на людей как на пни или бревна. Эти нерассудительные люди без жалости обтесывают остальных, которые мучаются и страдают. Но при этом помраченные мастера кубизма радуются тому, что из-под топора их обличений выходят ровные, обтесанные под прямым углом люди-чурки... И наоборот: люди, освободившиеся от своих страстей, не имеют злобы и поэтому исправляют зло добром.
Когда мы видим что-то плохое, покроем его и не будем о нем распространяться... Евангельское изречение повеждь Церкви не означает, что всё должно становиться известным, потому что сегодня Церковь это не все. Церковь это верующие, живущие так, как хочет Христос.
Оцените: