Полезно ли вам уединение?
Подлинная жизнь, это жизнь человека в связи с его близкими: в одиночку человек это преступник, или в сторону интеллекта, или же в сторону бестиального инстинкта.
Если прежде не приведешь себя в правильное настроение, пребывая между человеками, то не возможешь стяжать его и живя наедине.
Общежитие умерщвляет страсти, а то в норе и змея тихо сидит.
...Жизнь в уединении страсти не врачует, а только усыпляет. Если внимательно жить среди людей, скорее придешь в самопознание, ибо здесь много встретишь случаев, обнаруживающих нашу гниль.
Не борясь со страстьми и не победив их, нельзя иметь истинного покоя в безмолвии.
Разве тем исцеляются наши страсти, чтобы мы были уединены и никто бы нас не трогал? Напротив, оные от того умножаются и лишают совершенно покоя, а при обращении с другими и при побеждении страстьми мы познаем свою немощь, смиряемся, каемся и по времени получаем исцеление.
Пребывание в келье не делает тебя опытным, потому что ты пребываешь в ней без скорби. А через то, чтобы прежде времени оставить все попечения, враг готовит тебе не покой, а скорее смущение, так что в конце концов заставит тебя сказать: лучше бы я и не родился.
Если кто замечает, что он легко побеждается возношением и вспыльчивостью, лукавством и лицемерием, и захочет извлечь против них обоюдоострый меч кротости и незлобия: тот пусть вступит как бы в пратву спасения, в общежитие братий, и притом самых суровых, если хочет совершенно избавиться от сих страстей; чтобы там, подвергаемый досаждениям, уничтожениям и потрясениям от братий, и умственно, а иногда и чувственно попираемый, он мог очистить ризу души своей от ее скверны.
При высокоумии и душевных страстях нельзя избирать уединенное житие.
Иногда приходится наблюдать, что к пустынному житию и безмолвию некоторые стремятся, в тайне сердца своего ища вполне удобного, безмятежного, бесскорбного жития. Это стремление безрассудное, не говоря уже, что оно и несбыточное. Бесскорбного жития не было, нет и не будет.
В начале пути человек должен избрать жизнь (если только это зависит от него) среди людей и подвергаться всяким искушениям от них, а через это познать свои немощи и смиряться. Потом (отчасти вместе с этим) познает человек свои немощи и падение свое и через внимание себе и постоянное понуждение научается действовать, говорить, мыслить, чувствовать по-евангельски. Причем во всех случаях необходимо понуждать себя к постоянной или возможно частой молитве, которою испрашивается и прощение грехов, и помощь в борьбе со грехом, живущим в нас. Уединение усыпляет страсти и грехи, обманывает человека, диавол отступает от такого, дает ему мысль, что он победил в себе почти все страсти, а затем, в удобный момент, им же подстроенный, ввергает в пучину падений, из которых многие не в состоянии выбраться.
Беспокойный человек даже в пустыню перенесёт свое беспокойное я. Сначала душа должна стяжать внутреннее безмолвие, находясь среди внешней суеты. Стяжав его, она сможет безмолвствовать и тогда, когда выйдет из мира для безмолвия.
Оцените: