Может ли тщеславие подвигнуть к доброму делу?
Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
Во всех деланиях наших смотрит Бог на намерение и предложение наше, точно ли Его ради и пользы ради души своей что-либо делаем, а не по человекоугодию или самоугодию, будучи окрадываемы тщеславием или самомнением. И потому во всем потребен наш светильник рассуждения, которого матерь есть смирение.
Лучше немощная совесть, чем добродетель со тщеславием.
Тщеславие и добрые человеческие дела творит бесполезными.
Тщеславие есть отступление от цели, которая по Богу, и переступление к другой цели, которая не по Богу. Ибо тщеславен тот, кто для своей, а не для Божией славы заботится о добродетели, и трудами своими имеет в виду накупить лишь человеческих непостоянных похвал.
Надлежит нам во всякое время строго испытывать себя, и упражнения свои внешние и мысленные: для Бога и для пользы ли душевной они совершаются? Надлежит всячески избегать похвал человеческих, и, памятуя сказанное Святым Давидом: Господь розсыпа кости человекоугодников (Пс. 52, 6), отревать всякий помысл льстивый, и внушающий что либо сделать по человекоугодию. Таким образом твердо да направляем все ко благоугождению Богу.
Цветолистник обвивается около дерева и, когда достигает вершины, сушит корень, а тщеславие растет с добродетелями и не оставляет их, пока не отымет и них силы.
Тщеславие снедает всю цену дел наших, если есть какие добрые, а гордость делает нас противными Богу.
Едва ли найдется, а может быть, совсем не найдется, такой человек, который бы, хотя будет он и равноангельный по нравам, мог вынести честь.
В духовной жизни требуется внимание. Делая что-либо по тщеславию, духовные люди остаются с пустотой в душе. Их сердце не преисполняется, не становится окрыленным. Чем больше они увеличивают свое тщеславие, тем больше увеличивается и их внутренняя пустота, и тем больше они страдают.
Оцените: