ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Максим Исповедник, преподобный

"Добротолюбие", т. 3. М., 1895, репринт.

Св. Максим, цареградец, рода знатного. Получив полное образование, и богословское, и философское, и всякое другое, какое требовалось в то время, он был взят императором Ираклием в придворные и исправлял дела первого секретаря с успехом и достойною похвалою. 
 Когда поднялась монофелитская ересь, в порождении которой виновен был и царь с патриархом, и начались смуты, и во дворце, и в городе, и в других областях царства, св. Максим почел это благословенным поводом к удовлетворенно всегдашнего своего желания оставить мир и поступить в какую-либо обитель. Уволившись от дел, поступил он в Хрисопольскую обитель (641 г.), и со всей ревностью предался аскетическим подвигам, по строгим отеческим уставам, являя в себе для всех и во всех отношениях пример достойный подражания. Почему, когда потребовался новый настоятель в обители, он единодушно всеми избран был на сие служение, которое и исправлял достодолжно, не поблажая себе и не человекоугодничая. 
 Между тем ересь монофелитская все росла и росла, поддерживаемая двором и патриархом; росли вместе с нею и смуты. Не терпя смут, св. Максим оставил обитель и направился в Рим. Мимоходом, он останавливался на время в Картамие, в Африке, где, на бывшем там соборе, обличил несостоятельность монофелитства в лице случившегося там патриарха Константинопольскаго Пирра, бывшего не у дел. За тем переплыл в Рим, где также скоро принял участие в соборе против монофелитов, собранном Св. папой Мартином, по случаю повеления царева — принять и подписать типик, или составленное им изложение исповедания веры, куда внесено было и монофелитское зломудрие. На сем соборе осудили и прокляли монофелитство, и типик царский, и всех приемлющих это еретическое учение. Затем такое соборное определение разослали всюду, по Западу и Востоку. 
 Разгневанный тем царь распорядился схватить и папу св. Мартина, и св. Максима, и привести в Царьград. По доставлении их сюда, св. Мартина, после неимоверных истязаний сослали в заточение в Херсонес, где он и скончался (655 г.). А св. Максима принялись склонять на свою сторону, что и делали очень усердно: сначала в царских палатах; потом в узилище в Цареграде; далее в Фракийском городке, Визие, месте первого заточения св. страдальца; затем, по вызове, оттуда, опять в Цареграде, в обители св. Феодора, где он был помещен, — в более торжественной и грозной обстановке. Дело производили сенаторы, присутствовали при сем иной раз и архиереи. Целью имелось убедить св. Максима согласиться на их учете, иди хоть подписать типик, или хоть молчать. Ничто не удалось. Истина православия в устах св. Максима являлась всякий раз победоносной и заставляла не молчать только, но и преклоняться противников. Мужество поборника истины покушались поколебать и обещаниями, и угрозами, и указаниями как обойти истину незаметно для других, наконец, на последнем собрании и побоями. Ничто не помогло; и св. Максима сослали во второе место заточения чрез Селимврию в Перверу, в прибрежиях Мраморного моря к западной стороне. 
 Но врагам истины не спалось; и Св. Максим снова вызван был в Царьград для увещаний окончательных, кои и велись с большею настойчивостью, но также безуспешно, в трех приемах: в царских палатах, в узилище и опять в палатах, где постановлено было и последнее решение: оставить страстотерпца в живых, но наложить ему муки, тягчайшие смерти. И предали его с сей целью в руки городского епарха. 
 Этотъ же бесчеловечный мучитель, взяв преподобного, ввел его в претор, повелел обнажить и, простерши на земле, бить острейшими жилами. И били старца Божия столь бесчеловечно, что не осталось ни одного целого места на теле его, и кровью обагрилась вся земля под ним. За тем едва дышащего ввергли его в темницу. 
 Наутро взяли святого опять в претор, — и еще жесточайшей подвергли казни: отрезали ему язык, богоглаголивый и ересеобличительный, и отсекли руку правую ножом и молотом за писание учительных и обличительных книг. Потом, извлекши из претора, раздетого и разутого, влачили по торжищу на поругание, показывая народу отрезанные — язык и руку. 
 Наконец после таких бесчеловечных мучений и поруганий отослали святого в далекое изгнание, в Мингрелию; и там заключили в Схемарскую темницу, где, прострадав три года, всякую терпя нужду, св. Максим отошел ко Господу, утешен быв пред смертью неким известительным видением. Это было в 662 году. Память святого Максима совершается 21 Января. 
 Св. Максим оставил много писаний, и догматических и обличительных, более же нравоучительных и аскетических. В Греческом Добротолюбии помещены из них: главы о любви, числом четыреста; семьсот глав о Пресвятой Троице, и о воплощении Бога—Слова, — более же о добродетелях и страстях; и толкование о молитве Господней. 



Оцените:
Яндекс.Метрика