Хочется отдохнуть от духовной борьбы
Праведность праведника не спасет в день преступления его.
Кто не собирает со Мною, тот расточает.
Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.
В тревогу и мы к Богу, а по тревоге забыли о Боге.
А когда досуг-то будет? А когда нас не будет.
Остановиться на пути добродетели для отдыха не значит набираться новыми силами, а значит растрачивать приобретенные и разслабляться; а это то же, что возвращаться вспять или что разорять с трудом устроенное.
Жизнь духовная такова, что, если не простираемся вперед, необходимо возвращаемся назад; переставая бодрствовать для добра, слабеем для добра; коль скоро не живем для Господа, то неприметно живем для греха, и чем более живем для греха, тем менее для Господа; чем более для Господа, тем менее для греха.
Поелику существенное свойство души - непрестанно быть в действии: то если ты прекратишь ее деятельность в добром, - она, как немогущая оставаться в бездействии, по необходимости устремляется к другому роду действий.
Христианину должно всегда воевать против страстей, иметь в памяти заповеди, данные нам общим всех Владыкою, ограждаться ими, пользоваться надлежащим образом Его великим долготерпением к нам, не ожидать испытания на самом деле, и тогда уже смиряться, дабы и о нас не было сказано: егда убиваше я, тогда взыскаху его (Пс. 77, 34).
...Если человек оставляет дела, приумножающие праведность, то оставляет и дела, охраняющие ее.
...Да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем течении; но и побеждаемый снова да восстает на борьбу со своими сопротивниками, и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего имея во устах пророческое слово: не радуйся о мне, противник мой, яко падох; ибо снова востану. Аще сяду во тме, Господь озарит мя (Мих. 7, 8).
Имеешь дом на краю пропасти как не боишься, что упадешь?
Господь стоит и рассматривает движение души твоей, как ты Его ищешь, от всего ли усердия?
Поспешай, иди скорее, пока ещё день, и не постигла ночь (Ин. 9, 24), в которой будут плакать ленивые и унылые, бесполезно каясь тогда.
Ничто так не способствует расслаблению, беспечности и безумию души ревностных подвижников, как именно кормилица страстей - самолюбие. Когда оно предпочитает подвигам в добродетели телесный покой и считает разум заботливым, если он не побуждает добровольно измождать тело трудами при исполнении заповедей, связанными с малым и лёгким потом, тогда оно обычно делает душу вялой к прохождению пути безмолвия и производит в её деятельности сильное и непреодолимое расслабление.
Оставивший злой обычай не должен возвращаться к нему, как пес на свою блевотину и вымытая свинья в грязь (2 Пет. 2, 22); но твердо против него стоять, побеждать благодатью Божией, забывая заднее и простираясь вперед (Флп. 3, 13), и, по увещанию Господнему, вспоминать жену Лотову (Лк. 17, 32), которая, обернувшись назад, то есть к Содому, из которого вышла, стала соляным столпом (Быт. 19, 26).
Над тобою меч правды, под тобою ад, готовый пожрать тебя, впереди смерть, сзади множество грехов, по правую и левую стороны толпы злобных врагов: тебе ли быть в беспечности?
Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно - во всю жизнь, вечером, утром и днем - это тайный помысл его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь и когда-нибудь, хотя бы то на одно мгновение.
Не тогда только делай дело, когда хочется, но особенно тогда, когда не хочется. Это разумей как о всяком обыкновенном житейском деле, так особенно о деле спасения души своей, о молитве, о чтении слова Божия и книг душеспасительных, о хождении к службам Божиим.
Душа человеческая, как существо бессмертное, не может оставаться в одном и том же положении: она или улучшается, или ухудшается.
Жалуешься на холодность и неохоту к выполнению своих христианских обязанностей. Помни Евангельское слово, что нудится Царствие Небесное и нуждницы восхищают оное, и понуждайся по силе и возможности.
Бегайте сытости - такое состояние, в коем лукавое сердце говорит в себе: довольно, ничего больше не требую; потрудились, поустановились порядком, можно и льготу себе дать. Об Израиле говорится: Уты, утолсте, разшире (Втор. 32, 15). На что больше довольства? - На плод какой? И забы Бога. Это относилось к телесной сытости и к довольству своим внешним состоянием. Но вполне приложимо это и к сытости духовной, и к довольству своим внутренним состоянием. И следствие то же - богозабвение.
Посвятить жизнь свою Господу - не оставлено на выборе, а есть неотложный долг христианский. И когда говорится посвятить жизнь Господу, то разумеется не часть какая, а всё - все проявления жизни душевной и телесной, и самая лёгкая мысль, и самое лёгкое движение телом.
Служить Господу можно всем; всем, что случается делать, думать и преиспытать от пробуждения от сна до того, как опять смежатся ко сну очи┘ Это бывает - деланием всего сообразно с заповедями и во славу Божию, по послушанию к Богу и удержанием своих мыслей и чувств так, чтобы в них не прорвалось ничего неугодного Богу.
Оцените: