Как обрести душевный покой? Что даст покой душе?
Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.
Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозe огнь и воду и извел еси ны в покой (Пс. 65, 12).
Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души.
Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других.
Важнее всего стараться быть мирным, а чтобы быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и слушания новостей.
Если какой в мире сем покой есть, то он заключается только в чистой совести и терпении. Это есть гавань нам, в море мира сего плавающим. Совесть чистая не боится, потому и человек покоен.
Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же мы будем убегать от покоя, то он погонится за нами.
Если уничижишь себя, то найдешь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях.
Если хочешь обрести покой в этом и в будущем веке, то при всяком случае говори себе: "Я - кто?" И не осуждай никого.
Доколе человек не возлюбит Бога от всей крепости своей, доколе не прилепится к Богу всем сердцем своим, дотоле не даруется ему покой от Бога.
Доколе человек не исторгнет чувств своих из-под владычества врагов и не достигнет того, чтобы чувства начали действовать по воле Божией, дотоле покров покоя Божия не осенит его. Если же освободит их от врагов и покорит Богу, то покой от Бога входит в него.
Ничто так не доставляет душе спокойствия и тишины, как кротость и смиренномудрие... Ибо что может быть блаженнее человека, свободного от внутренней брани? Хотя бы мы вполне пользовались внешним миром и услужливостью, но если внутри нас, от возмущения помыслов, возникает шум и буря, то нет никакой пользы от внешнего спокойствия, подобно тому как нет ничего жалче того города, который хотя и огражден бесчисленными стенами и окнами, но терпит измену от обитающих внутри его.
Когда кто-либо переносит всё постигающее его с радостию, то, что бы ни случилось с ним, всё его успокаивает.
Чтобы не иметь никакой скорби и вдруг получить спокойствие это отнюдь не возможное дело; когда все страсти победим, уничтожим гордость и стяжем смирение, тогда обрящем и покой, ибо и Господь повелел учиться от Него кротости и смирению, для обретения покоя.
Смиренный и в самом побеждении не смущается, но приносит покаяние. А при смущении какое покаяние? Оно-то и доказывает, что в нас высокоумие и гордость, и не может выносить своей низости; смирение же, напротив, всегда успокоивает своего обладателя.
Если бы вы, друг мой сердечный, напитанным имели сердце свое, как некую губу, смирением Христовым, тогда не было бы вам ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но всегдашнее успокоение и утешение, ибо смиренных сердцем не точию Сам Бог и Ангелы Его любит, но и люди благоговеют, а бесы со искушением и носу показать перед смиренными не смеют. Притом смиренные и сами подряд всех любят, а не укоряют...
Величайшее для нас успокоение предавать себя Богу во всем, что бы ни произошло с нами; да будут всегдашним сознанием нашим выражения: Так благоволит Бог; Так Богу угодно и Нет никого, столь сильного, кто бы мог противиться Его святой воле.
Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по сказанному: в терпении вашем стяжите душы ваша (Лк. 21, 19) и претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22), чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле.
Доколе я не низведу Тебя, Господи, в сердце мое, до тех пор нет мира в сердце моем.
Доколе ты не будешь жить для Христа и христиан, до тех пор не думай успокоиться сердцем твоим.
Оцените: