Малые послабления себе простительны
Ко всем заповедем Твоим направлялся, всяк путь неправды возненавидех.
Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто?
Грехи любезны доводят до бездны.
Побеждающий в мелочах будет победителем и в важных случаях; побеждающийся же в мелочах будет подвергаться побеждению и в важных случаях.
Когда в бочке находится хотя малая скважина, то вино вытекает, прежде нежели господин о том узнает, если он небрежен: так и пренебрежение самой малой, на внешний взгляд, вещью или обстоятельством, погубляет плод нерадивого человека.
Кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать.
Нерадивый подобен разрушенному дому без жителей, не имеющему никакого значения ни для кого, презираемому всеми, как жилищу змей, скорпионов и диких зверей; никто о нем не заботится как о находящемся в разрушении и падении. Таково состояние нерадивого. Ты не найдешь в нем никакой божественной добродетели, которая охраняла бы его или жительствовала в нем.
Излишества и в малых вещах не суть малости.
Малые грехи дьявол представляет в глазах наших ничтожными, потому что иначе не может он ввести в грехи большие.
Всё рождаемое зачинается малым и, будучи, мало-помалу питаемо, возрастает.
Угашай искру, пока в пламень не возросла, и убивай врага, пока он мал.
Если бы мы не нерадели о малом, и о том, что нам кажется ничтожным, то не впадали бы в великое и тяжкое.
Бывает, что иной совершает десять добрых дел, и имеет одну злую привычку, и это одно, происходящее от злой привычки, превозмогает десять добрых дел. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то через эту малость низлагается вся сила его.
Будем внимать себе и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким, потому что и добродетели, и грехи начинаются от малого и приводят к великому добру или злу.
Берегитесь пренебрегать малым, берегитесь презирать его как малое и ничтожное; оно не малое, потому что через него образуется худой навык.
Не сказано только: уклонись от зла, но и: сотвори благо . Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержанным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться.
Если кто начнет говорить: что за важность, если я скажу это слово? что за важность, если я съем эту безделицу, что за важность, если я посмотрю на ту или иную вещь? от этого: что за важность в том, что за важность в другом впадает в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным. Будем же внимать себе и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжелым: ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру или злу.
Кто прегрешения свои считает малыми, тот впадет в худшее прежнего.
Не неради и тогда, когда представляется тебе маловажным проступок. Иначе впоследствии найдешь в нем бесчеловечного господина, и будешь пред ним, как связанный раб.
Невозможно преодолеть великого, если не победишь маловажного.
Блюдись поблажать себе в малом, чтобы не дойти до поблажек в большом и до великих падений. И малая небрежность, как сказал некто, нередко ведет к великим опасностям. И в малом и незначительном быть всегда трезвым - вот мудрость.
Не столько требуют тщания и трудов большие грехи, сколько, напротив, малые и незначительные. Ибо тех отвращаться заставляет самое свойство греха: а малые, по тому самому, что малы, располагают нас к лености и не попущают мужественно восстать на истребление их.
Когда враг хочет ввергнуть кого-либо в большие (грехи), то сперва побуждает его пренебрегать малое и тайное.
Немного понудивший себя победил врага, а немного вознерадевший и помрачившийся погиб.
Нерадивый продал себя многим господам; и как они ведут его, так и живет. Нерадение, как друг, благоволит к тебе во время мира; а во время искушения, как враг, восстает на тебя.
Из одного камня не составляется царский венец: так и бесстрастие не совершится, если вознерадим хотя бы об одной какой-либо добродетели.
Что значит это? Велик ли грех?, что это за грех?, это не грех! - так рассуждает не брегущий о спасении своем. Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божиего, противодействие воле Божией. От безделицы, от ничтожных по видимому согрешений, переходим постепенно к великим грехопадениям.
Для погибели человека достаточно одного порочного навыка он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям.
Побеждающийся малыми пожеланиями побеждается непременно и великими. Невозможно преодолеть ни страсти вожделения, ни страсти гнева, не научившись побеждать вообще все пожелания, чем исключительно исправляется испорченность воли.
Исполнение воли Божией должно быть совершенное и всецелое. Человек, желающий истинно исполнять волю Божию и быть Богу угодным, не ищет оправдательных себе отговорок и мнимых причин к замедлению в исполнении воли Божией, он не говорит: Исполню, Господи, Твою волю, но не теперь; буду слушать Тебя, Господи, повиноваться Тебе, но не приказывай мне сейчас же это сделать; я готов всем умывать и целовать ноги, только не заставляй меня это делать врагу моему; не отрекусь перенести унижение, только бы никто этого не видел; всё готов исполнить, только этого не требуй от меня.
Как восходящий на гору находится в непрестанном напряжении, то чтоб подвинуться вперед, то чтоб не податься назад, или, как пробирающийся сквозь терние, при всей осторожности, поминутно получает уязвления: так и те, кои шествуют путём, ведущим ко спасению, должны быть в непрерывном напряжении...
Ужели и еще будешь уязвлять главу Господа терниями грехов своих? Еще ли будешь пригвождать Его ко кресту, прободать ребра Его и издеваться над долготерпением Его? Или ты не ведаешь, что, греша, участвуешь в мучении Спасителя и разделишь за то участь мучителей; а если бросишь грех и покаешься, то причастишься силы смерти Его? Избирай одно из двух: или распинать и вечно гибнуть или сраспинаться и живот с Ним вечный наследовать.
Рассуди далее, что такое грех, к которому ты так льнешь. Это зло, бедственнейшее из всех зол, оно отдаляет нас от Бога, расстраивает душу и тело, предает мучениям совести, подвергает казням Божиим в жизни, в смерти и по смерти, ввергает в ад, заключая рай на веки. Какое чудовище любим!
Человек, не сдерживающий себя в мелочах, думая, что мелочь ничего не значит, отвыкает от борьбы с собой, расслабляется в духовном отношении. Отвыкнув от борьбы в вещах ничтожных и малых, по его мнению, он вообще отвыкает от борьбы с собой и не выдерживает уже искушения, когда требуется оказать доблесть о Господе и в важном деле.
Да, великое душевное бедствие - рассеянная жизнь. Особенно ужасное впечатление производит она на тех, кто дозволит себе рассеянность, начав уже внимательную жизнь. Христианин благоговейный должен провождать жизнь во всяком внимании к себе и трезвении. "Бдите и молитесь, да не внидите в напасть", - сказал Господь.
Будем бдительно следить за собой. Желающий стяжать послушание истинное должен стараться слушаться всегда, в самых простых, даже житейских делах, только нельзя быть послушным на злое дело. Желающий стяжать целомудрие и чистоту сердца должен отказаться от всяких мечтаний и услаждений греховных, как бы они малы ни казались. Желающий иметь веру твердую православную не должен позволять себе ни слушать, ни думать, ни говорить ни о чем, противном вере. Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые. Желающий обрести благую совесть и честность не должен дозволять себе ни малейшего ложного и лукавого слова ни в больших делах, ни в малых и т.д.
Совесть человека похожа на будильник. Если будильник позвонил, и зная, что надо идти на послушание, сейчас же встанешь, то и после всегда будешь его слышать, а если сразу не встанешь несколько дней подряд, говоря: "Полежу еще немножко", то в конце концов просыпаться от звона его не будешь.
Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию; это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию дьявола.
Если помилуешь неприятеля, то будет у тебя враг, и если пощадишь страсть, то восстанет на тебя.
Всякий худой поступок вооружает дьявола, но вооруженный жестоко обходится с вооружившим.
Не поддавайся без борьбы никакому нарушению заповедей Божиих. Будешь верен Господу в малом ≈ получишь силу и на большее.
Один старец видел такое видение: человек некий наливал воду в корыто, которое было с дырявым дном; много трудился человек, но вода все вытекала, и корыто оставалось пустым. Так и мы, живем в подвиге, но какую-нибудь добродетель упустим, и из-за нее душа остается пустою.
Если бы возможно было при пришествии Господа после общего воскресения уничтожиться от страха душам человеческим, то весь мир вымер бы по причине ужаса и трепета. Точно, каково увидеть небеса разверзающимися, являющегося прогневанного, негодующего Бога, бесчисленное воинство ангелов и весь, воедино собранный, род человеческий! По этой причине мы должны проводить жительство с тщательнейшим бодрствованием над собою как долженствующие дать отчет Богу в каждом движении нашем.
Легче не поддаться пороку вначале и избежать его, когда он только к нам близок, нежели пресечь и стать выше его, когда он уже сделал в нас успехи, как и камень легче подпереть и удержать в начале, нежели поднять вверх во время падения.
Что легче? Терпеть голод в желудке или совесть, оскверненную чревоугодием? Что легче? Терпеть тяготу данного послушания или тяготу совести, оскверненной саможалением, самолюбием и как следствие отказом от послушания?
Всюду труд, всюду тягота жизни. Но в одном случае помогает Господь, а в другом отступает. В одном случае иго Господне, а в другом иго диавола. Господь не отнял окончательно наказания за грех тягота жизни осталась, но жизнь преобразилась в Духе. Дух этот дается несущим иго Христово, выбирающим исполнение заповедей Божиих, а не служение плоти и крови. Господи, даждь ми силу избирать во всем иго Твое благое.
Кто не изменяет благоприличию, тому никогда не изменит Божия помощь.
Оцените: