Желать ли избавления от скорбей?
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
Горести не принять и сладости не видать.
Христианин не должен, как наемник или раб, искать удобного случая, чтобы отлынивать от тяжелой работы, но, как сын и наследник (Гал. 4, 7), с благим расположением и усердием должен служить Отцу до конца, чтобы потом стать наследником отцовского достояния.
Уничтожь искушения и помыслы и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни.
Не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги.
...Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме, но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое пожелание - именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное, и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: аще хощещи внити в живот, соблюди заповеди.
Мы ищем и желаем сладостного духовного наслаждения; не спорю, оно приятно, но ниже креста, крестом и оно нам даровано, и без креста прочно быть не может.
Во всяком месте предлежит нам исполнение заповедей Божиих, которое сопряжено со скорбию. Бегать скорби бегать спасения.
Когда воззрим на неповинно страдавшего Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшего укоризны, досады, оплевание, биение, бесчестие, поругание, распятие, тернов венец, прободение ребра, пронзения рук и ног пречистых, увидим, что суть наши скорби, причиняемые обидами и презрениями. А ведь Он нам оставил образ, да последуем стопам Его (1 Пет. 2, 21), и хотя не вполне, но вмале обретаемся общницы страстем Его, когда добльственне и безропотно терпим посылаемые Им нам скорби. Вы находитесь в Божеском университете, Он вас обучает, хочет сделать что-нибудь хорошее из вас, не противьтесь Ему!
Скорбей у Бога не проси, а пошлет терпи.
Кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех.
Будет, пожалуй, мало скорбей тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы! К тому ж ты и сама настолько созреваешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид.
Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Значит и мы, если хотим умертвить свою смерть, должны умереть произволением.
Потому и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и приими Духа.
Кто живёт покойно и не имеет искушений, тот подвержен двум невыгодам: первая, что не так усердствует по Богу и не от всей души благодарит Его, а вторая, что ум его неизбежно вдаётся в суетные попечения и заботы.
Положение Иова - закон для всякого человека. Пока богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: "Господи, помилуй!". Только мера унижения разная.
Нынешнего времени скорбь для плоти нашей горестна, но плод ее сладок и благоприятен.
Что же? Хочешь ли ненадолго наказанным быть, и по-христиански пожить здесь, и по смерти вовеки жить, царствовать, утешаться, радоваться и вечно блаженным быть? Или без наказания кратковременного и легкого быть, которое всем обще, и неисправным от века отойти, и там навечно погибнуть, терпеть и страдать? Ибо это неисправным непременно последует. Избирай из этих двух одно, что тебе угоднее ≈ это или то. Избирай, что хочешь, человек! А я то избираю и хочу последовать немощным, которые отдают себя в волю искусного лекаря, желая исцелиться от болезни.
...Вы спрашиваете, что значит: зажечь беду вокруг себя? - Это глубокое чувство опасности своего положения, и опасности крайней, от коей нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе. Сие чувство и будет гнать вас к Господу и заставит непрестанно вопиять: помоги, защити! Оно было у всех святых и никогда их не оставляло. Противное ему есть чувство довольства своим положением, которое упокоивает человека и погашает в нем всякую заботу о спасении. Сыт, - и что еще? Не память только грехов я разумел, а вообще чувство, что деваться некуда, кроме Господа.
Облещись в заслуги Спасителя, значит - облещись в Его страдания; но как это возможно без собственных страданий? "Иже Христовы суть, - т е. те, кои усвоили себе все христово, - плоть распяша со страстьми и похотьми" (Галат. 5, 24).
Здесь, на земле, не следует человеку поблажать себе, знать и заботиться о приятностях и утешениях, а напротив - любить более неприятности и озлобления и, если они не приходят отвне, самому налагать их на себя произвольно. Когда был в раю человек, там позволено ему было вкушать все блага; но когда рай взят на небо, а человек остался на земле, что сказал ему Господь? "Проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего: в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от нее же взят вси" (Быт. 3, 17, 19). Отнято благословение и от дел, и от жилища человека: какие же тут утешения? Несущему наказание прилично ли предаваться радостям? Не скорее ли скорбями, соответственно намерению Правосудного, можно преложить Его правду на милость?
Господь ведает, что творит. Но как веруем, что всё творимое Им направляется к нашему душевному спасению, то хоть и нельзя не скорбеть, подвергаясь прискорбностям, но не можем не почерпать утешения в вере в такую милостивость к нам Господа нашего и тем заливать огонь скорби.
Всё прискорбности у вас. Судя по-апостольски надо говорить вам: счастливица! Ибо Божия любимица. И да подаст вам Господь войти и разумением, и сердцем в пути воли Божией и из сего почерпать всякое утешение.
Если ты ищешь вечной славы, покоя и радости, то терпи бесчестие, скорби и отвергай временное.
Где скорбь, там и утешение; а где утешение, там и благодать Божия... Ибо скорбь искореняет высокомерие, отсекает всякое нерадение, уготовляет к терпению, обнаруживает ничтожность дел человеческих, и в жизнь вводит много любомудрого... Что огонь для золота, то скорбь для души; она стирает с нее скверну, делает ее чистою, светлою и ясною. Скорбь вводит в царство, а беспечальная жизнь в геенну; к царству тесный, а в геенну пространный путь. Почему и Христос, как бы предлагая нам какое великое благо, сказал: в мире скорбни будете (Иоан. 16, 33)... Если для Господа не хочешь терпеть скорби; то все же будешь терпеть скорбь, но по другим причинам, без всякой для себя пользы. Ибо завистник, корыстолюбец, привязавшийся к блуднице, тщеславный и преданный всякому другому пороку, терпит многие печали и скорби... Итак, поскольку ведущий и ту, и другую жизнь необходимо должен скорбеть, то почему же не избрать жизни, которая вместе со скорбию доставляет бесчисленные венцы?
Чему ты удивляешься, когда постигает тебя скорбь, и для чего желаешь освободиться от искушений? Павел желал освободиться от них и часто молил Бога, но не получал этого; ибо трижды значит часто. О сем трикраты, говорит он, Господа молих, и рече ми: довлеет ти благодать моя, сила бо моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 8.9). Под немощию здесь разумеются скорби. Что же? Услышав это, он переносил их с благодарностью и говорил: темже благоволю в немощех (10), т. е. радуюсь, нахожу удовольствие в скорбях.
Путь к небу тесен; скорбь поставляет нас на этом тесном пути; а не терпящий скорби не может идти по нему.
Не надлежит тогда тебе радоваться, когда живешь пространно, в скорбях же супить лицо и почитать их чуждыми пути Божию. Ибо стезя его от века и от родов крестом и смертью полагается.
Невозможно, чтобы Бог возжелавшему пребывать с Ним оказал благодеяние как иначе, а не послав на него искушения за истину, потому что человек не может сам собою, без благодати Христовой, сподобиться сего величия, т. е. за божественные сии труды войти в искушение - и возрадоваться.
Лучше ли было бы для Марии Магдалины, если бы она не подверглась страданиям, но провела в стране Магдальской обыкновенную мирскую жизнь и перешла в страну загробную, не познав Христа спасителя и не причастившись благодати Его? Конечно, не лучше, а хуже. Так верьте, что и для нас не лучше, а хуже было бы, если бы мы могли уклониться от бед и скорбей, которыми нас посещает непостижимая, но достоверно премудрая и благая судьба Божия.
Спасающемуся о Господе необходимо предлежат степени восхождения в Горний Иерусалим. На жизненном пути неизбежно встречают его скорби и искушения. К ним нужно быть готовым. Наша немощь человеческая не хочет их, часто забывает о неизбежности их и желает лишь земного счастья. Обратите внимание, что даже святые апостолы, до получения дара Духа Святаго и дара разуметь Писания, не были чужды желаний временной славы и счастья, как и повествуется в Евангелии. После слов Христа о грядущих скорбях и смерти сыновья Зеведеевы просят у Христа почестей временного царства Его, которого они тогда ожидали. Но вместо этой почести чашу смерти обещал Христос пить друзьям Своим. Почему, если видим жизнь нашу, исполненную скорбей и неисполнившихся надежд и желаний, да не унываем.
Святые говорили, что если бы человек знал, какая радость будет наследовавшим царствие Божие, то согласился бы ежедневно распинаться на кресте всю жизнь, только бы не потерять вечного блаженства. А Господь таких страданий от нас не требует. Хочет только, чтобы мы веровали в Него и смиренно потерпели все, что Он пошлет для нашего очищения.
Не надо хотеть легкой помощи от Христа, не надо просить снисхождений, потому что тогда мы останемся неиспытанными, необученными. И в армии те, кто хорошо учатся, остаются в живых. Если человек без конца получает помощь, то в конечном итоге он остается беспомощным... Разве Богу тяжело постоянно помогать каждому человеку? Конечно, не тяжело, но только такая помощь человеку не поможет.
Оцените: