Помогает ли смиряться смиреннословие?
Есть мнимое смирение, происходящее от нерадения и лености.
Будем носить истинное сокрушение в сердце, а не на языке только. Ибо я знаю многих, которые плачут о своих грехах, но ничего доброго не делают. Они постятся, носят на себе грубую одежду, а между тем, так же жадны к деньгам, как ростовщики; предаются гневу, как свирепые звери и любят о ближнем говорить более зла, нежели другие добра. Это не покаяние, а только призрак его.
Как многие тщеславятся тем, что они не тщеславны, так превозносятся и смирением по высокомерию.
Многие называют себя грешными, а может быть, и в самом деле так о себе думают; но сердце искушается уничижением (от других).
Смиренномудрый не должен высказывать свое смирение на словах; смирение на словах есть порождение гордости и беспорядочно рождает через них матерь свою тщеславие.
Каков ты в сердце, таков ты пред лицем Господа. Если ты горд в сердце, то как ни смиренничай наружно, все Господь видит тебя гордым. Так и во всем прочем. А суд других обманчивая лесть. Другие не знают нас, а относятся к нам хорошо, или предполагая нас добрыми, или подчиняясь закону приличия.
Жил в монастыре монах, который все говорил: Ах, я, окаянный!. Раз игумен пришел в трапезу и, увидав его, спрашивает: Ты зачем тут, с святыми отцами?. Монах отвечает: А затем, что я тоже святой отец.
Частое повторение в твоих строках прельщенная ни к чему хорошему не ведет, а пожалуй, через это еще кичение может быть, приятное врагу. Не повторение нужно, а сознание в чувстве, окаивание себя и исправление.
...Мы, грешные, иногда говорим от невнимательной нашей жизни: Я очень грешный; даже и на свете нет такого человека, как я, но это только пустословие и одни голые слова. Если бы говорили от чувств сердечных, тогда не осуждали бы других ни в чем, не гордились бы и не гневались бы и т. д.
Оцените: