Когда вас обвиняют, вы оправдываетесь
Совесть дело деликатное, и, если она тревожит, к ней прислушиваться надо, ведь она отступит в противном случае, и не будет самого верного контролера в жизни нашей.
Совесть человека похожа на будильник. Если будильник позвонил, и зная, что надо идти на послушание, сейчас же встанешь, то и после всегда будешь его слышать, а если сразу не встанешь несколько дней подряд, говоря: Полежу еще немножко, то в конце концов просыпаться от звона его не будешь.
Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести, оно только больше расстраивает человека.
Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.
Постоянные выговоры со стороны совести есть признак смирения. Отсутствие их в каком бы то ни было действии есть признак ожесточения сердца: это указание на то, что человек привык оправдывать себя, обвиняя вместо себя своего ближнего, или хуже того сам премудрый Промысл Божий.
Словооправдание не принадлежит к жительству христианскому.
Никто не может оправдываться тем, что он будто бы хотел, но не мог, ибо бесспорно не мог потому, что не хотел.
Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда даже если он прав.
Тот, кто оправдывается, себя ослепляет. Диавол найдет ему оправдание, даже если такой человек совершит убийство.
Тот, кто, согрешая, оправдывает себя, превращает свое сердце в бесовское пристанище. Если такой человек не сокрушит своего я, то будет совершать все больше и больше просчетов и его безо всякой пользы будет сокрушать его собственный эгоизм.
Привычка нервничать есть прямой признак своенравия. Эта болезнь душевная развивается по мере потворства себе и самооправдания.
Не оправдывай себя, и обретешь покой.
Оставив легкое бремя, т. е. самоукорение, мы возложили на себя тяжелое самооправдание.
Потому не можешь молиться без рассеяния, что: 1) слишком привязана к миру и 2) нет глубокого сознания свой греховности, а всегда самооправдание.
Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния.
Воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы оправдать себя и веровать себе, и тогда (человек) тот бывает уловляем (ими).
Всякое вразумление, при котором сам человек смущается в сердце, не угодно Богу, но происходит по действию дьявольскому и бывает смешано с самооправданием.
Не оправдывай себя никакими обстоятельствами, не обвиняй никого, кроме себя. В самооправдании гибель. Это голос бесов. Смирись пред Богом и людьми.
Не уклоняйся от обид, не лишай себя венцов, не беги от исцеления души! Кто оправдывается и старается доказать свою правоту (невиновность), тот, может быть, и наведет справедливость, но только тем разрушит планы Божии об исцелении души.
Если ты по внешности смиренна, тиха, терпелива, это все еще недостаточно, это телесное, а надобно душевное, совершенное. Надобно думать: я хуже всех, я сама во всем виновата; а не так, чтобы других винить, что тебя оклеветали; оправдания никакого иметь не должно.
Для смиренного тягость и жало верить самому себе: как гордому трудно последовать словам и мнению других.
Послушание есть неверие самому себе во всем добром, даже до конца жизни своей.
Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить себя сим врачевством ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе своей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем.
Начало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнью души. Средина пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец, принимать поношения, как похвалы.
Оцените: