ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Как удержаться от гнева, ярости?

Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

(Притч. 29, 11).



Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его.

(Сир. 28, 1).



Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

(Рим. 12, 21).



Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

(1 Пет. 3, 9).



Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.

(1 Фес. 5, 15).



Язык держи, а сердце в кулак сожми.

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

Господин гневу своему господин всему.



Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтобы радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца.



Останавливают гнев великодушие и незлобие, а уничтожают его любовь и сострадание.



Помни, коего ты духа (Лк. 9, 55), то есть всегда и везде и со всеми будь кроток. Позаботься всеми силами души своей о кротости. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Ах! Ты имеешь привычку и слабость ≈ раздражаться, сердиться часто из-за пустяков, имеешь дух слабый, изнеженный, самолюбивый. Поставляй себя за ничто, попранием всех, служи всем, как в чужом теле; привыкай переносить всякие неприятности ≈ физические и нравственные.

Когда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, тогда поверь всем сердцем, что она - дело действующего в сердце дьявола: возненавидь его и его порождение, и она оставит тебя. (Не признавай ее за что-то собственное, не сочувствуй ей.) Испытано. Та беда, что дьявол прикрывается нами самими, скрывает свою голову и свой хвост, притаивается, а мы слепые и думаем, что это все делаем только мы сами, стоим за дело дьявольское, как за что-то свое, как за что-то справедливое, хотя всякая мысль о какой-нибудь справедливости своей страсти чисто ложна, богопротивна, пагубна.


Не верь сердцу своему, когда оно злобится на брата и осуждает его; скажи себе: не верю тебе, сердце, и никогда не хочу верить, потому что знаю я и убежден, что я ложь. Лживе сынове человечестии (Пс. 61, 10). Вот на себя я буду всегда гневаться, себя осуждать за гнездящуюся во мне ложь и разное зло: это будет и полезно и справедливо.

Не сердись на бездушные вещи и не ругай их, когда они не так, как нужно, складываются и бывают тебе помехой в деле. Привыкнешь сердиться на вещи будешь сердиться и на людей, даже без причины, и от любви отпадешь, а любовь сущность всего Закона Божия.




Не настаивай ни в каком случае, чтобы было по твоей воле, ибо от сего рождается гнев.

Преподобный Варсонофий Великий (VI в.).


В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя, как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает. Можно то же самое говорить и без желчи, ибо мягкое слово более имеет силы.



Раздражительность твоя не может тем уничтожиться, когда никто тебя не будет трогать, но еще больше умножится, а когда тебе показуют ее, то, при помощи Божией и самоукорении, можешь получить исцеление.

Против раздражения терпение, и самоукорение, и рассуждение о страстях Христовых.



Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце.



Когда разворчишься, то укори себя, скажи: окаянная! что ты расходилась, кто тебя боится?



  Как найдет на тебя раздражение, тверди только: Господи, помилуй. Молитвой всякая скверна очищается.



Даже лев и ехидна не могут терзать внутренностей с такою жестокостью, как гнев непрестанно терзает железными когтями. Он не только вредит телу, но расстраивает самое здравие души, поедая, терзая, раздробляя всю силу ее и делая ее ни к чему не способною. У кого внутри завелись черви, тот не может дышать, потому что все внутренности его изъедены. Как же мы можем породить что-нибудь благородное, нося внутри себя такого змия, - разумею гнев, снедающий внутренности наши?
Каким образом избавимся от этой язвы? Если будем употреблять питие, которое может умертвить внутренность червей и змей. Но какое питие, спросишь, имеет такую силу? Честная кровь Христова, если с упованием приемлется. Она может уврачевать всякую болезнь. Затем внимательное слушание божественных писаний и присоединяемая к тому милостыня. Всеми этими средствами могут быть умерщвлены страсти, расслабляющие нашу душу. И тогда только будем жить, а теперь мы ничем не лучше мертвых.

Как же мы смягчим свой гнев? Как погасим этот пламень? Если помыслим о своих собственных грехах и о том, сколь мы виновны перед Богом; если помыслим, что мы мстим не врагу, но самим себе; если помыслим, что враждой мы доставляем радость диаволу, этому врагу, этому истинному врагу нашему, ради которого мы наносим обиду своему ближнему. Ты не можешь не злопамятствовать, не враждовать? Будь врагом, но враждуй против диавола, а не против своего ближнего. Для того и дал нам Бог в оружие гнев, чтобы мы не собственные тела, поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. А это произойдет тогда, как мы будем щадить друг друга, когда будем миролюбиво расположены друг к другу.

Весь гнев обращай на диавола он один твой непримиримый враг, а человек, что бы ни делал, всегда друг и брат наш.


Не бери врага в учители себе; не ревнуй о том, что ненавидишь. Не будь для гневливого как бы зеркалом, показывая в себе его образ.

Каким образом можно не приходить в гнев? Если всегда будешь в той мысли, что ты пред очами Зрителя-Бога и близ тебя сущего Бога.



Лучше камень бросить наобум, чем слово. Будь ко всем таков, какими всех желаешь видеть к себе.



Если не можешь пребыть безгневным, укори себя, когда погневаешься, и покайся пред Богом и пред тем, кто услышал от тебя или пострадал что злое. Ибо кто в начатках греха раскаивается, тот не дойдет до конца его: и кто о малых грехах не болезнует, тот чрез них впадет и в великие.

Святитель Григорий Палама (XIV век).



Гнев и обидчивость от самоцена, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение. Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом: 1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью; 2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств; 3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься; 4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости.



Нельзя думать, что кроткий человек лишен нежной чувствительности и мало восприимчив к неблагоприятным внешним впечатлениям, будучи от природы равнодушен к собственной чести. Напротив, никто так не чувствует всей гнусности зла, всей мерзости порока и горечи безвинно переносимых оскорблений, как души кроткие, сосредоточенные в самих себе. Но дело в том, что кроткие силой доброй воли своей, своим дивным терпением укрощают праведный гнев свой, успокаивают невольное раздражение и всегда остаются в пределах самообладания, никогда не выходят из себя.



Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, - и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально.

[ « Отчего люди ссорятся? ] [ Чье слово последнее, тот победил » ]
Оцените:
Яндекс.Метрика