Зачем нужны православные посты?
Когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня.
Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
Пост тела есть пища для души.
Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.
Не пища имеет значение, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение только запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть что хочешь и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность.
При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.
Святой апостол Павел говорит: аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается, и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его (ср.: Втор. 32, 15).
Слава благодати поста! Ему я обязан тем, что молюсь с сердечной преданностью и благоуспешностью и сладостью; ему обязан богатством святых и возвышенных мыслей; ему обязан удобному соединению сердца с Владыкою посредством живой веры.
Странное дело: сытый человек делается лживым в мыслях, желаниях, словах, поступках! Буду же я ревновать о посте, да не уподоблюсь сатане.
Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против дьявола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот наконец слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел.
Преподобный Серафим Саровский прямо говорил: "тот, кто не соблюдает постов не христианин, кем бы он сам себя ни называл..." Пост, безусловно, необходим для человека с внешней стороны он является подвигом безусловного, сыновнего послушания Церкви, уставы которой должны быть для него святынею, а не чем-то пренебрегаемым и попираемым. А с внутренней стороны, пост есть подвиг воздержания и самоограничения. И в этом его великая ценность и смысл, т. к. строгое соблюдение постов закаляет в человеке волю и вырабатывает характер, стойкий в своих религиозных убеждениях и действиях. Не забудем того, что Сам Христос постился и предсказывал о том, что Его апостолы также будут поститься. А о борьбе со злой, диавольской силой Он же говорил: "сей род не исходит, токмо молитвою и постом."
Почитание святого состоит в подражании ему.
Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, напротив, душу просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей горе.
Оцените: