Каково значение литургии?
Когда мы говорим, что литургия - это припоминание земной жизни Христа Спасителя, то мы вовсе не имеем в виду, что литургия - инсценировка Евангелия. Литургия - это возможность для человека посредством священных символов самому стать участником библейских событий, внутренне пережить Голгофскую Жертву как Жертву, совершенную лично для него, а Воскресение Христа - как воскресение своей души.
Литургия есть вечеря, трапеза любви Божией к роду человеческому. Около Агнца Божия все собираются на дискосе - живые и умершие, святые и грешные, Церковь торжествующая и воинствующая.
Литургия - жертва умилостивительная, благодарственная, хвалебная и просительная. Велика литургия! На ней вспоминается вся жизнь не какого-либо великого человека, а Бога воплотившегося, пострадавшего и умершего за нас, воскресшего и вознесшегося и паки грядущего судити миру всему!
Это воспоминательное и совершительное, таинственное Господу Богу служение. В ней принимают участие не одни земные священно- и церковнослужители и миряне, но и небесные чины ангельские и все святые Божии угодники, живущие на небесах, и приемлют от нее пользу и умершие.
Польза Литургии неизмерима не только для всей Церкви Православной, но и для всей вселенной, для всех людей всяких вер и исповеданий, ибо жертва Бескровная и молитвы приносятся Господу о всей вселенной: из-за совершения Литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир.
Все любим жизнь. Но в нас нет истинной жизни без источника жизни Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим.
Во время Богослужения, во время совершения всех таинств и молитвословий будь доверчив, как дитя по отношению к своим родителям... Всю печаль возверзи на Господа, а сам будь совершенно беспечален.
О литургии святого Иакова: они им введена в употребление и священнодействующими была заучена на память. И образ совершения всех таинств передаваем был из памяти на память. Делалось это намеренно, чтобы избавить Святые таинства от глумлений языческих. Литургии составляли и передавали и другие апостолы. Но все они сходны в общем; особенно та часть, которая содержит образ приношения жертвы и освящения, даже буквально у всех одинакова┘ У всех поется: Достойно и праведно есть поклонятися Отцу┘ и прочее; Свят, Свят, Свят┘ и прочее; Тебе поем, Тебе благословим┘ и прочее. А тут совершается Таинство. Потом литургия святого Иакова была записана. Святой Василий Великий сократил её. А святой Златоуст ещё подсократил. Разницы существенной нет.
Человек не понимает, не сознает, какой драгоценностью он обладает. Не сознает до тех пор, пока это счастье не отнимется от него. К сожалению. Человеку свойственно не ценить того, что он получает без труда; не ценит он солнца, не ценит он воздуха, которым дышит...
Так и Божественная литургия: совершается она ежедневно; человек имеет возможность ежедневно бывать в церкви и не ходит, а если ходит, часто стоит невнимательно, рассеянно, внося с собой житейские попечения и заботы. Почему же это так? Да оттого, что не вдумывается он, что такое литургия, не понимает всей глубины, всей важности совершаемой перед его глазами службы. Между тем из всех чудес самое величайшее, непостижимейшее, предивнейшее чудо есть Божественная литургия, Евхаристия. Ради Божественных Таин солнце на небе светит днем, и луна ночью, и звезды небесные тихий свой свет посылают, и земля дает хлеб свой да будет Агнец Святой на престоле. Только ради Божественной литургии дает земля плод свой; хлеб, которым мы питаемся это крохи от трапезы Господней.
Пока в храмах лежит Пречистое Тело, пока поклоняются Ему люди, не страшны нам никакие беды, никакие невзгоды не страшны. Не страшна смерть, потому что, взирая на лежащего Иисуса Христа, мы дерзновенно надеемся на избавление. Господь, дающий нам Самого Себя, не может не услышать нас, когда мы к Нему взываем в момент появления Его на святом престоле.
Оцените: