Как вести себя, если болеет близкий?
Внутреннею молитвою вашею при самом одре болящих, а по мере потребности и удобности и словом кроткого напоминания старайтесь споспешествовать и им в том, чтобы они взирали к Врачу душ и телес. Обращайте их внимание как на испытанное дело на то, что в молитвенном воздыхании болящего может заключаться прием врачевства из небесной врачебницы, небесное же без сомнения сильнее земного.
Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным надо со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали.
Если кто раньше не предрасположил себя к терпеливости, опасаясь как человек болезни, тому уже слишком трудно не огорчаться, когда заболеет. И вот такой больной огорчается от самых маловажных случаев, привязывается к каждой мелочи! Между тем, вследствие огорчений, какие делают ему, усиливаются его болезнь и страдания от болезни, а иногда и ускоряется смерть. Как же необдуманно или прямо злостно поступают то сами родственники больного, то посторонние для него... Как они неосторожны или злонамеренны, когда огорчают больного! Например, укалывают его несправедливыми или только неуместными упреками, не только дают ему заметить, но и вслух высказывают, что он в тягость им, даже оставляют его на несколько часов или минут самому себе, как бы готовы тяготиться и самим больным. Наконец, выражают свою досаду на него тем, что не хотят тихо передвинуть его на постели или осторожно перевязать ему раны. Это такая безжалостливость, которой обличителями могут быть и животные, ласкающиеся около своих болеющих господ или благодетелей. "И пси приходяще облизаху гной его (Лазаря)", - сказано.
Нет! Долг человеколюбия требует устранять от больного даже всякий шум, стук, который может обеспокоить его. Даже нужно в глазах его умерять жалостливые слезы об нем же, так как это будет сильнее волновать его. Пощаду от огорчений следует оказывать так же и тем людям, которые хоть не лежат в постели, хоть выполняют свои обязанности по службе или по дому, но, очевидно, находятся в болезненном состоянии, например, чахотные или нервные люди. Еще разрешившиеся от бремени заслуживают покоя со стороны окружающих. Что же до больных в беспамятстве, а также помешанных или совсем безумных - эти требуют и ежеминутного надзора за ними. Сколько было примеров, что больные такого рода от недосмотра за ними простуживались, упадали и получали сильные ушибы, а умалишенные и посягали на собственную жизнь!..
Не нужно оставлять без сердечной заботливости и только глубоких меланхоликов, особенно тех, которые впали в меланхолию от пресыщения всеми грешными удовольствиями своей жизни. Эти люди дают заметить внимательному человеку, а иногда прямо проговариваются, что их борет мысль о самоубийстве. Итак, нужно быть чаще с ними, чего и сами они желают (между прочим, не следует давать им в руки книги, или статьи, где говорится о самоубийстве). Относительно всех этих несчастных человеколюбивый пример оставил нам Спаситель. Он благосклонно принимал тех, которые заботились о больных бесноватых, и этим показал нам, что и мы должны быть человеколюбивы к больным в беспамятстве и к сумасшедшим. Милосердный христианин! Особенно о больных-то в беспамятстве или с сумасшествием, если будешь с ними, припомни и исполни слова св. Писания:"Тебе оставлен есть нищий."
Оцените: