После рабочего дня нет сил каяться
Солнце да не зайдет во гневе вашем.
К вечерне в колокол всю работу об угол.
К концу дня редкий не бывает похож на путника, шедшего по пыльной дороге... По сей причине и положено всякому, ревнующему о спасении, вечером испытывать свою совесть и, уяснив себе все неправости, допущенные днем в мыслях, словах и делах, очистить их покаянием, то есть делать то же, что делает запылившийся путник: путник умывается водой.
Не может быть, чтобы человек не сделал несколько преткновений в продолжение дня и праведник седмижды на день падает, большею частию мы падаем днем множество раз так, что вечер встречает в нас душу, обремененную грехами, бичуемую собственною совестию, лишенную благодатного, животворного мира и радости, мрачную и унылую. (И Боже сохрани всякого человека от того, чтобы он лег в постель на ночь без молитвы). В это-то время вечерняя молитва для нас неоцененное благо... Когда вы молитесь сердечно, с живою верою в вездесущего, всевидящего, праведного Господа, с сокрушением о грехах вздыхаете, плачете, тогда в этом сокрушении, в этих вздохах и слезах вылетают из души грехи ваши, вы очищаетесь, и вам будет так легко-легко: вы почувствуете, что как будто какие злокачественные, болезненные нарывы прорвались и в несколько минут очистили вашу внутренность; мир, спокойствие, радость заменяют прежнее беспокойство, прежнюю тяжесть и тоску.
Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь. Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.
Отверсты двери милосердия Божия: ни болезнь, ни усыпление, ни уныние не препятствуют грешнику покаянием врачевать греховные немощи.
Посмотри, какое наказание положено Адаму и роду его за преступление заповеди в раю, - алчба, жажда, озябание во время зимы, озноение во время лета; отсюда потребность пищи, питья, одежды и крова, для чего труд, преутруждение и поты на всю жизнь... всякий человек, рождающийся в настоящую жизнь, не зная, что все такие временные наказания наложены на весь род человеческий за преступление праотца нашего Адама, не с благодарностью их принимает, а дерзко ропщет по причине их, и желая найти успокоение от нужд своих, лихоимствует, ищет стяжевать больше необходимого, похищает чужое, неправствует. И вот это-то наши суть грехи, т. е., что не сносим терпеливо временных Божиих наказаний и не благодарим за них, но, надымаясь будто враги Богу, идём некоторым образом наперекор божественному оному определению, которое гласит: в поте лица твоего снеси хлеб твой.
Оцените: