Иоанн
Ответы святых на ваши вопросы Зачем паломничать в монастырях? Как стать паломником Рассказы паломников
Россия / Псковская обл.

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Веб-сайт: https://

Адрес: 180002.г.Псков.Мирожская набережная..2

Описаниe: Самым древним архитектурным памятником в Пскове является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фресковая роспись его, чем особенно славен этот монастырский храм, - редчайший памятник монументальной живописи Руси XII века, известный далеко за пределами нашей страны. Монастырь расположен около устья Мирожи - маленькой речки, впадающей в Великую напротив Покровской башни. Это отдаленное от города место было выбрано основателем обители архиепископом новгородским и псковским Нифонтом. Со времени основания (середина XII века) на протяжении многих столетий слабо укрепленный монастырь подвергали опустошениям немцы, поляки, шведы при безуспешных попытках захватить Псковскую крепость. Необычайной массы купол собора высится над всем сооружением; архитектурные формы последнего близки греческим храмостроительным канонам, а также приемам новгородского церковного зодчества. На связь с новгородскими традициями указывает и строительный материал - плинфа, плоский кирпич, слои которого чередуются с основной кладкой из местного известняка. Храм построен в 1156 году. Первоначально он имел в верхней части крестообразную форму и позакомарное покрытие основного объема. Пониженные западные углы имели плоские двускатные крыши. Однако вскоре углы были надстроены, фасады выровнены по высоте. Эти переделки значительно изменили пропорции собора, он стал менее строен и, несмотря на увеличение общего объема, менее строг и монументален. Разновысокие арочные деления на северном и южном фасадах соответствуют внутренним формам собора, повторяя контуры рукавов креста (высокие арки) и угловых отделений (низкие арки). Вершиной креста соборного плана служит алтарная апсида - объемная, мощная, достигающая высоты основной стены. В XVI веке на продолжении северной степы была возведена звонница в два верхних и три нижних проема. Огражденный с севера основанием звонницы притвор построен в XVII веке; закомарные плоскостные углубления на его наружной стене соответствуют первоначальным угловым понижениям здания. Конструкция звонницы указывает на то, что притвор вначале был меньшей ширины и вытянут до боковых фасадов позже. Опорных столбов храм не имеет, внушительный барабан держится на стенах, опираясь северной стороной непосредственно на стену, а противоположной - на систему арок. Над узкими окнами у карниза купола выложен выступающий арочный пояс, типичный для древних новгородских храмов и почти не встречающийся в других церквах старого Пскова. Глава - луковичной формы, несколько сплюснута. Главной достопримечательностью собора являются его знаменитые фрески, выполненные вскоре после постройки собора и бывшие долгое время скрытыми слоем позднейшей штукатурки. Их случайно обнаружили при ремонте храма в 1858 году, а в конце XIX века очистили от наслоений. Характер росписи - типы лиц, традиционные византийские одежды, надписи - выдает ее близость к греческим образцам. Однако некоторые черты стиля исполнения фресок - в особенности четкость линий, графичность - позволяют предположить, что исполнителями их были не византийские, а русские мастера. По разнообразию композиций, по высоте художественного исполнения, по древности стенописи и объему работы (росписью заняты все внутренние поверхности собора) мирожские фрески принадлежат к числу редчайших памятников монументальной русской живописи древнейшей поры. Ныне монастырь обнесен каменной стеной. Ограда эта недавняя - сделана на рубеже XVIII-XIX столетий. До той поры монастырская территория была огорожена бревенчатым частоколом. На месте нынешней церкви Стефана, в восточной части главного корпуса, построенной в конце XVII века, полтора века стояла ее предшественница - церковь Стефана постройки 1404 года, а с 1546 года - другой возведенный заново одноименный храм. Монастырские ворота находились западнее Стефановской церкви, а еще дальше к реке Мироже стояли рубленые покои настоятеля. Южнее собора располагалось каменное здание (его остатки ныне расчищены), служившее, по всей вероятности, трапезной, а над ним возвышались деревянные кельи и маленькая церковка при них. Напротив собора, у северной границы нынешнего фруктового сада, до сих пор сохраняется нижний каменный этаж здания, над которым в деревянном верхе с 1800 года размещались жилые покои настоятеля. Дальше к югу занимали место разного рода хозяйственные постройки и обширные "черные" дворы. Перестройка фасада - объединение церкви Стефана с новыми воротами и построенным на месте старых покоев настоятеля тяжелым каменным зданием, - законченная к концу XIX века, привела к тому, что вид на основную ценность монастыря - его собор - был с севера закрыт. После Великой Отечественной войны новые ворота (над ними в конце прошлого века соорудили колокольню) были заделаны, а древние "раскрыты". Мирожский монастырь, являвшийся в свое время крупным культурным центром древнего Пскова, сыграл известную роль в развитии культуры общерусской. В его стенах мастера фресковой живописи и иконописания сохраняли и развивали русские национальные традиции этого вида искусства, копиисты манускриптов размножали произведения древнерусской литературы, сберегаемые в монастыре. Существует мнение, что копия, донесшая до нас великое творение славянской литературы - "Слово о полку Игореве", была выполнена в монастыре на Мироже. В 20-х годах ХХ столетия монастырь был упразднен безбожной властью.Все монастырское имущество, включая церковные святыни, было изъято. Чтобы вернуть монастырю былое благолепие, чтобы в стенах монастыря снова зазвучала молитва насельникам и прихожанам пришлось положить много трудов. В 1994 году Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совместно с администрацией области приняли соглашение о возвращении Псковской Епархии храма первомученика Стефана, братского корпуса и дома Настоятеля. Это событие стало началом возрождения монашеской жизни в древнейшей обители. Важно было не только наладить монастырский быт и возродить традиционно существующую в монастыре иконописную мастерскую, но и начать регулярные Богослужения. Через три года, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, 15 августа 1997 года Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил возрожденный монастырь и благословил на труды монашескую братию. Как и полагается, в основу жизни монастыря легла молитва. В настоящее время в монастыре проводятся Богослужения три раза в неделю ,а также по двунадесятым и большим праздникам. Ежедневно читается Псалтирь. Каждое воскресенье по окончании литургии служится молебен с акафистом перед Мирожской иконой Божией Матери . По окончании субботнего Богослужения служится чин панихиды. Ежедневно совершаются утреннее и вечернее молитвенные правила для братии монастыря. Все Богослужения настоятель с братией совершают в храме святого первомученика и апостола Стефана. На Богослужения любят приходить боголюбивые прихожане, приезжают паломнические группы из разных городов России и зарубежья. Верующие исповедуются, причащаются на службах, постоянно растет число постоянных прихожан. Людей привлекает особый молитвенный настрой Помимо братии , в монастыре проживают боголюбивые мужчины, приезжающие потрудиться в монастырь во славу Божию - трудники. Работают они в столярной мастерской, в котельной, помогают иконописцам в подготовке иконных досок и левкаса, в монастырском садике, изготавливают сувениры с тематикой Мирожского монастыря. трудятся в монастырской библиотеке, выполняют ремонт помещений С недавнего времени в монастыре, по благословению Владыки Евсевия, возрождено редкое средневековое ремесло- литье свечей по технологии 17 века. Большой интерес у всех паломников всегда вызывает посещение иконописной мастерской, где показывается процесс создания православной иконы по всем принятым исстари правилам. Монастырь участвует в православных выставках в г. Москве, представляя на них работы иконописцев, а также принимает заказы на написание икон. В дальнейшем предполагается выполнять заказы по изготовлению иконописных досок. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь принимает требы (в том числе по почте и Интернету) о здравии и упокоении.

Проезд: С Ж.д вокзала ехать автобусом ?2 до остановки дамба.

Проживание: с проживанием

Добавлен: 00 0г.


Оцените: