Никодим Святогорец, преподобный, и Макарий Коринфский, святитель
"Книга о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн". Сумы, община храма преподобного Симеона Нового Богослова и святого праведного Иоанна Кронштадтского при Сумском пастырско-богословском училище, 2001.
Эта книга является плодом сотрудничества двух замечательных святых, живших в Греции во второй половине XVIII начале XIX века, афонского монаха Никодима и Коринфского митрополита Макария. Преподобный Никодим Святогорец хорошо известен у нас как автор пользующейся любовью книги "Невидимая брань". О святителе Макарии у нас пока знают мало. Только великим смирением этих святых можно объяснить тот факт, что одна из самых известных во всем православном мире книг о духовной жизни не поделилась своей славой с теми, благодаря кому она появилась на свет. Речь идет о "Добротолюбии" собирателями материала для этого сборника, его составителями и издателями были святые Никодим и Макарий. Ими был издан и не менее, чем "Добротолюбие", популярный в Греции, особенно среди монашества, сборник святоотеческих творений "Евергетинос".Выход в свет их "Книги о непрестанном причащении" также стал большим событием в жизни Греческой церкви.
Святой Макарий родился в 1731 году в Коринфе в знатной семье Нотарасов, давшей грекам на протяжении предыдущих столетий нескольких известных патриархов и государственных деятелей, а также св. Герасима Кефалинийского (1509 1579). На острове этого святого, Кефалинии, Макарий и получил образование. Испытывая тягу к монашеской жизни, Макарий пришел в монастырь Великой Пещеры на Пелопонессе, но из-за противостояния своему выбору родителей не был там принят. Вернувшись в родной город, занялся изучением Священного Писания и творений Святых Отцов и преподавал в коринфской школе. В 1765 г. он был рукоположен во епископа Коринфа Константинопольским патриархом Самуилом (1764 1768). В связи с антитурецким восстанием в 1769 г. на Пелопонессе Макарий был вынужден уехать на остров Закинфос, а затем на Гидру, где и познакомился с Никодимом.
Подавив восстание, турецкие власти распорядились, чтобы на Пелопоннес были направлены новые архиереи. Таким образом Макарий получил возможность всецело посвятить себя аскетической жизни.
После непродолжительного пребывания на Хиосе он прибыл на Афон, где и присоединился к коливадам. Характерен следующий эпизод из жизни святого. Когда его пригласили возглавить панихиду на сороковой день после кончины жившего здесь на покое Александрийского патриарха Матфея, он ответил: "Была ли нужда, о добрые отцы, пропустить все дни недели и выбрать воскресенье, чтобы нарушить определения Божественных Отцов, которые все одинаково запрещают заупокойные поминовения в день Воскресения? Я панихиду в воскресенье не пою, а в своей епархии я ни мирян не видел, делающих коливо в воскресенье, ни сам, став архиереем, не совершал такого преступления. Так что простите меня, не приду".
Убоявшись прещений за свой отказ, Макарий удалился с Афона на Хиос. Но, получив там письмо от Константинопольского патриарха Прокопия (1785 1789), наполненное гневом и угрозами, ответил ему в своем письме так: "Твои угрозы и страхования не исправляют положения. Я же готов претерпеть все, что решит твое всесвятейшество".
На Хиосе Макарий тесно сотрудничал в издательской и просветительской деятельности со святым Афанасием Парийским. На этом же острове святитель и преставился ко Господу 16 апреля 1805 года.
Благочестивый народ стал почитать Макария как святого, не дожидаясь официальной канонизации. Память его торжественно празднуется в Коринфе, на Хиосе и других греческих островах. А в хиосской деревне Элата построен в честь святителя Макария святой храм.
Оцените: