Как приобрести смирение?
Глубоко смири душу твою. Помни, что гнев не замедлит, что наказание нечестивому - огонь и червь.
Сзади Христа ради.
...Возымей смирение Господа незабвенным в сердце твоем. Кто Он и чем стал ради нас? С какой высоты света Божества, открытого в меру и горним существам, и славимого на небесах всяким разумным естеством ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей, херувимов, серафимов и всех прочих неименуемых умных сил, которых имена не дошли до нас, и в какую глубину смирения человеческого низошел Он, по неизреченной благости Своей, во всем уподобившись нам, сидящим во тьме и сени смертной, состоящим в плену у врага...
Смиренномудрие есть порождение ведения, а ведение есть порождение искушений.
Иди, куда поведут; смотри - что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!
Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми и считать себя хуже всех.
Сказано у св. отцев: "дай кровь и приими дух". Это значит - потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, то есть все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни разве можно приобрести смирение?
Смирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но, волю свою и разум отсекая, вверяем другим, могущим нас управить, и то только приемлем за правильное и делаем, что они искусят быть спасительно, хотя бы нам и противным казалось.
Мы, говоря: Господи, даждь ми смирение, должны принимать те врачевства с любовию, кои нам от Бога посылаются ко уврачеванию как гордости, так и прочих грехов; а оные суть: скорби, поругания, укоризны и досады от других; все это посылается промыслом Божиим к нашему испытанию и исправлению.
Если кто не будет шествовать прямым путем, каким шествовали святые, т. е. путем обесчещения, неправедных укоров и мужественного их претерпевания, тот не преуспеет.
...Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит.
...Терпение твое не должно быть нерассудное, то есть безотрадное, а терпение с разумом,- что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека... Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною.
Вот вы спрашиваете скорейший путь ко смирению. Конечно, прежде всего следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию...
Вот ты смирись и скажи себе: "Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мной воля Божия". Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиняться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи, и выглянет солнышко и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе.
Спрашиваешь: как сделать, чтобы считать себя за ничто? Помыслы высокоумия приходят, и нельзя, чтобы они не приходили. Но должно им противоборствовать помыслами смиренномудрия. Как ты и делаешь, припоминая свои грехи и разные недостатки. Так и впредь поступай и помни всегда, что и вся наша земная жизнь должна проходить в борьбе со злом.
Каждый молящийся Богу: "Господи, дай мне смирение", должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Так что, когда кто-нибудь оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренно. Другой не только радуется, когда его оскорбляют, но и сожалеет о раздражении оскорбившего его. Бог да введет нас в такое состояние.
Чтобы считать себя ниже всех и постоянно молиться Богу - это путь ко смирению; само же смирение божественно и непостижимо.
Если хочешь быть смиренным, то не будь кроток с одним и дерзок с другим, а будь кроток со всеми, будет ли то друг или враг, великий или малый.
Будем оказывать уважение не одним только высшим нас или равным с нами; это не было бы смиренномудрие; ибо, когда кто делает необходимо-должное, то это уже не смиренномудрие, но долг. Истинное смиренномудрие в том, когда мы уступаем тем, кто считается хуже нас. Впрочем, если мы будем рассудительны, то не будем никого и считать ниже нас, но всем людям станем отдавать преимущество пред собою.
Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить себя сим врачевством, очищающим от блудной похоти; ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе своей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем.
Начало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнию души. Средина - пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец, - принимать поношения, как похвалы.
Для стяжания же смирения, понудь себя и напрягись принять в любительские объятия свои всякие неудовольствия и прискорбности, как сестер родных, и всячески убегать славы и почестей, желая паче быть от всякого уничижаемым и незнаемым и ни от кого не получать попечения и утешения, кроме единого Бога.
Ты, исполненный всякими неправдами, жажди терпеть от людей всякую неправду, да явятся на тебе в здешней жизни суды правды Божией (ср. Рим. 2, 3).
Смиряйся пред людьми и тогда возможешь смириться пред Богом.
Сколько имеешь силы, уничижай себя день и ночь, понуждаясь увидеть себя ниже всякого человека. Это есть истинный путь, и кроме него нет другого желающему спастись о укрепляющем его Христе.
...Был спрошен: "как может человек приобрести смирение"? - и сказал: "непрестанным памятованием прегрешений, надеждой, приближающейся к смерти, бедным одеянием, тем, чтобы во всякое время предпочитать последнее место и во всяком случае принимать охотно на себя дела самые последние и уничиженные, не быть непослушным, сохранять непрестанное молчание, не любить ходить в собрания, желать оставаться неизвестным и не идущим в счет, не иметь никакого дела в полном своем распоряжении, ненавидеть беседы со многими лицами, не любить прибытков и, сверх сего, возвышать свою мысль от всякого порицания и обвинения какого-либо человека и от соревнования, не быть таким человеком, которого руки были бы на всех, и на которого были бы руки всех (см. Быт. 16, 12), но одному в уединении заниматься своим делом, и не брать на себя попечения о чем-либо в мире, кроме себя самого. Короче сказать: странническая жизнь (уклонение от мира - комм.), нищета и пребывание в уединении - вот от чего рождается смирение и очищается сердце.
Содержи всегда в памяти превосходящих тебя добродетелью, чтобы непрестанно видеть в себе недостаток против их меры
Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло.
Что нужно делать? Вот что:
1. Примирись искренне, а не языком со всеми.
2. Всегда обвиняй себя во всех столкновениях, хотя бы ты была и невиновна;
3. Говори себе так: "За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила".
4. Перестань излишне заботиться о теле и соблюдай посты не по качеству только, но и в количестве пищи...
5. Обязательно утром и вечером молитвы...
6. Каждый день хоть полчаса думай и представляй, что ты сегодня или, крайне, завтра умрешь и что ожидает тебя. Читай, что найдешь о смерти.
7. Перестань осуждать других. Если увидишь, что кто-либо делает нехорошо, то не осуждай, а пожалей его и мысленно помолись о нем, чтобы Господь простил ему.
8. Перестань празднословить, оставь смехотворство, шутки и прочее.
9. Вечером от всего сердца проси прощения за все нарушения заповедей за день, делом, словом или помыслом.
10. Старайся добиться сокрушения сердца и не давай ему охладеть.
Будь во всем смирен, - в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келлии и во всех принадлежностях ее.
Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего: не величайся, ни когда ведешь беседу, ни когда поешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдешься с братиями, слова твои да будут безыскусственны.
Не будь упрям и не настаивай на слове своем, чтоб не вошло в тебя зло.
Того, кто слабей тебя в добродетелях, считай равным себе; равного же себе в добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в совершенстве.
Путь к смирению есть воздержание, молитва и признание себя ниже всякой твари.
Оцените: